В НЛП считается,что основным принципом делания подобными
"П" и "ОП" процедуры, двух коммуникаторов,- является ПРИСОЕДИНЕНИЕ
к МОДАЛЬНОСТИ "П" партнера. Модальность - это один из этих видов
(Ауд,Виз,Кин).Модальность бывает ВИЗУАЛЬНАЯ, АУДИАЛЬНАЯ, КИНЕСТЕТИ-
ЧЕСКАЯ.
Если сейчас работаю в той-же Модальности, что и партнер по комму-
ниткации, и он переводит зрительные образы в слова, ..при этом я
тоже переключусь на МОД.ВИЗ., и буду слова переводить в зрительные
образы,-- качество передачи информации повышается.
Т.е. там "телекамера", - у меня "телевизор".
Вот здесь можно такую аналогию поставить. Вообще изображение-то
будет,если я буду передавать информацию как по аналоговому виду.Но
это тоже самое, что система кодирования и декодирования "ПАЛ-СЕ-
- 29 -
КАМ". Т.е., изображение-то идет, но оно не четкое, не яркое, может
быть даже без звука,...нет тех цветов, которые необходимы.
Эмоциональное воздействие, запоминание такой информации намного
меньше.
Ведь если информация внутри строится не четко и не ярко, то она
также слабо воздействует на человека, как и нечеткое,и неяркое
изображение в телевизоре.
Давайте построим правило:"Что такое подобная процедура у двух
коммуникаторов?".
Ну предположим ситуация такая. У меня есть несколько видов чая,и
я хочу,чтобы вы научились один из этих чаев различать.
Например индийский чай N 36, или N 28, ...любой.
Я пробую этот чай и начинаю вам рассказывать свои ощущения.Вы эти
ощущения запоминаете. Синтезируете на основе моих слов такие-же
ощущения,но..согласитесь, они будут не такими-же.Т.е. для этих-же
слов ощущения у вас во рту будут немного другими.
Как проверить,я вам правильно объяснил вкус индийского чая или
нет....Очень просто. Я вам даю все эти чаи, вы их пробуете, и потом
говорите:"Вот .Вот это тот самый, про который ты говорил!".
Но это "А". Вы это попробовали, и это стало соответствовать с
тем, что вы построили и сконструировали раньше.Ведь вы же не слово
будете сопоставлять с этим вкусом, а тот вкус, который вы синтези-
ровали когда я вам рассказывал.
Если вы выбрали этот чай, - я правильно рассказал.Но проще даже
не рассказывать. Проще дать попробовать, чтобы у вас сразу сложился
этот "А".Конечно.
Также , как если я, вот здесь, какой-то жест рукой сделаю,и поп-
рошу одного из вас рассказать всем остальным - какой я сделал
жест,..то он будет долго рассказывать, но для того, чтобы повторить
его точно так-же, как я, придется очень долго вам рассказывать.Про-
ще ему повторить мое движение,и тогда он передаст информацию Анало-
говым образом. Аналоговым образом информацию передать проще.
Так вот... "ОП" у этого коммуникатора будет подобной моей"П",если
результат этой процедуры при прохождении обратной прямой - будет
назван тем-же "З".
"ОП" подобна "П", если результат этой"ОП",при проведении через
эту "П", будет назван тем-же знаком.
Этот чай я вам даю и вы его тоже называете:"О!Это номер 36!".Вы
сопоставили, и провели сюда/Левое полушарие-Ред./,- "Да, это тоже
самое!".
Это единственное определение подобных "П" и "ОП", которое вообще
можно дать...Потому, что по другому тут же мы наталкиваемся на гра-
ницы точности.. В рамках предела точности, - вы понимаете..
Если я вам дам 10 видов чая, и вам надо будет выбрать один из них,
то требование точности к описанию будет гораздо больше.Если я вам
дам чай, кофе, лимонад и молоко,..тогда сразу требования к точности
уменьшаются.Но! В этих границах точности, все равно это будут по-
добные процедуры.Т.е., в этих границах точности я могу не так четко
вам описывать вкус чая,потому, что вы его поймете и из более прос-
того объяснения.
Если-же я прошу чтобы вы выбрали близкие друг к другу вкусы,и по-
том из них выбрали один, - тогда я должен обеспечить большую точ-
ность передачи информации.
Но самое главное, что эффективная коммуникация, это та, которая
обеспечивает состветствие "А-1" и "А-2" /первого и второго коммуни-
- 30 -
каторов-Ред./.
Так вот, по НЛП, ПЕРВЫМ ПРИНЦИПОМ эффективности коммуникации, яв-
ляется СООТВЕТСТВИЕ МОДАЛЬНОСТЕЙ первого и второго коммуникатора.
Т.е., фактически систем кодирования и декодирования цвета , зву-
ка, ощущения, при кодировании в "З", и при декодировании из "З" в
"А".
Если они совпадают, тогда коммуникация более эффективна.
Но это все конечно очень хорошо...Удобно обращаться к человеку,
если ты знаешь, что он в этот момент работает в ВИЗУАЛ. МОДАЛЬНОС-
ТИ,то понятно, что я должен обращаться к нему таким образом:
"Представь себе! ...Посмотри! Правда, здорово?..". Опираться на
схемы таблицы, потому, что он может тут же их перенести во внутрен-
ние образы,..
Но ведь нужно знать в какой модальности работает человек.Т.е.
фактически, сам процесс коммуникации должен заключаться в чем?
Я постоянно знаю его модальность (Виз.,Ауд.,Кин.),что он там ВИЗ.
образы видит там?Либо он слышит звуки? Либо он что-то переживает
ощущениями.
Если я это буду знать - я уже буду ориентироваться под эту мо-
дальность,и не возникнет разговора, как часто между людьми:
-Представь себе..
-Да ты послушай меня..
Один строит картинки.
Другой говорит:"Послушай меня!".Он ориентирует информацию для пе-
редачи по АУД. каналу, на логическое подробное текстовое последова-
тельное описание,(а левое полушарие - это полушарие последователь-
ной информации)....
А второй-то ориентирован на матричную передачу. На передачу изоб-
ражения. В виде матрицы, соотношение элементов, и их пространствен-
ное расположение.На образную информацию!
И каждый из вас наверное попадал в типичные бытовые ситуации:
Первое.(Даже есть такой анекдот). Жена приходит к мужу.Решила соз-
наться, что она ему изменяет.Она полчаса ему рассказывает, а он ви-
дит свои картинки.А когда она закончила, он поворачивает и гово-
рит:"Да.Ну купи себе эти туфли"....Те образы которые он строил,
если он работал в ВИЗУАЛ.МОДАЛЬН.,он фактически даже не слышит, ЧТО
она ему говорит.
На лекциях , когда вы отключаетесь от того, что я говорю,...вы
видите какие-то образы, какие-то картинки у вас идут,...как только
из картинок пошел звук (вы начали рассуждать о чем-то),тут-же вы
слышите, что Я ВАМ МЕШАЮ!
Вы у себя переключаетесь с изображения на звук, но при этом еще
идет звук от меня.И мой звук мешает вам слушать ваш внутренний.Но
пока вы были в ВИЗУАЛ.МОДАЛЬН.,- я вам не мешал!
Тоже самое и в КИНЕСТЕТИЧ.МОДАЛЬН. Попробуйте анализировать ощу-
щения, и тут-же вы перестанете слышать ЧТО я говорю! ..Слышать-то
будете, но будете слышать не так четко, и не так ясно понимать.Т.е.
эта процедура будет тут-же искажена. Не будет таких ярких передач!
Все-бы здорово, если бы постоянно знать - КАКАЯ МОДАЛЬНОСТЬ у
партнера по коммуникации РАБОТАЕТ?
Вот если-бы знать, тогда можно было-бы каждый раз подключаться,...
Вот допустим у него модальности включаются..(ВИЗУАЛ.МОДАЛЬН.,АУ-
ДИАЛ.МОДАЛЬН.,КИНЕСТЕТИЧ.МОДАЛЬН.)..Вот допустим есть замок, а у
него есть замочная скважина такая, такая, и такая!
Если нужно в любой момент открыть этот замок, в любой заведомо
неизвестный момент,..что я должен делать?
- 31 -
Я должен держать ключ всегда по направлению движения замочной
скважины. И как только возникает необходимость- "Шлеп!",-ключ вста-
вил и замок открылся.Но для этого я должен постоянно ориентировать-
ся :"В какой Модальности находится партнер?".
Вот бы знать, какая Модальность?
Был бы какой-нибудь индикатор на теле человека,который характери-
зовал бы , какая процедура здесь проходит.Виз., Ауд., Кин.. Вот был
бы такой терминал,по которому-бы стрелка показывала - какая Модаль-
ность у человека.
Так вот оказывается природа нам помогла.Такие индикаторы есть!Ин-
дикаторы которые характеризуют - в какой Модальности работает в
данное время человек.Индикаторов много.