он как будто уже автором является
этого фильма ...
Так вот , если вдруг получается, что звук самого перевода очень
слабый, а звук из фильма достаточно громкий,...Что мы делаем? Мы
эквалайзером ... Скажем, переводчик мужчина, а там голос женский. Я
высокие частоты убираю, низкие повышаю,.. Я слышу мужской голос и
не слышу женского.
Вот так это обычно делается. Я подбираю вот этот вот спектр, тог-
да я хорошо слышу перевод, и плохо слышно, что оттуда идет.
Если я хочу поучить английский - я делаю наооборот.
- 188 -
Так вот, то же самое может делать мозг , когда сидишь и слушаешь
несколько человек,...Этих я убрал, а этого поднял.... Вот этого
слушаю, теперь вот этого слушаю.
В одиночку это упражнение тоже делать просто. Что там? Радио ,
телевизор, магнитофон и т.д., с текстом включил, и тоже - сидишь и
избирательно внимаешь.
Так. С Субмодальностями понятно! Что это такое, как с ними рабо-
тать. Вкратце пройдем...Вообще это большой том. Но вот мы его так с
вами замечательно прошли.
ВРЕМЕННЫЕ ЛИНИИ.
А вот теперь еще одно интересное явление, которое покажет нас-
колько мы раньше были не наблюдательными ! Вот не замечали же вы
"ГСД". Они всегда существовали. Вот сейчас вам кажется , что все
это понятно и очевидно.
Вот давайте посмотрим на еще одно явление, которое раньше не за-
мечали.
Так. Я задаю вопросы. Вопросы совершенно однотипные. Принцип вы
сейчас поймете...Посмотрите внимательно.
Нужно представить себе одно и тоже событие в разные времена. Со-
бытия , которые связаны между собой, эмоционально не окрашены пред-
положим ... Но которое я делаю каждый день , и всегда делаю , чтобы
проследить его во времени.
Какое обычно говорят? Ну, как ты чистишь зубы? - например...Или -
Как ты сидишь и ешь? Вспомнить себя необходимо не в диссоциирован-
ном состоянии , а в ассоциированном ... , но вне контекста. Т.е.,
вспомнить себя вот в то время , в то время , в то время!
Не комнату в которой я это делал, не зеркало перед которым я чис-
тил зубы... А себя в то время: - 2 года назад, 5 лет назад...и т.д.
Ну , чистить зубы подходит ? - Поехали...
- Как ты это сделал сегодня ?
- Как делал 2 недели назад ?
- Как ты это делал 3 года назад ?
- А 5 лет назад ?
- Как ты это будешь делать через неделю ?
- Через месяц ?
- Через год ?
- Через 5 лет ?
Я еще раз напоминаю , что нужно вспоминать себя в ассоциированном
состоянии в это время.
(Прогоняет по этим вопросам троих..)
Давайте я сам попробую....
(Прогоняет эти вопросы через себя)
Вот то явление, которое вы сейчас видели называется
ВРЕМЕННАЯ ЛИНИЯ .
Но только мне бы не хотелось , чтобы вы ее понимали слишком упро-
щенно. В Л - это не только траектория, по которой я организую вре-
мя,.. В каждой точке..это не только место, где я вспоминаю,...а это
целая матрица, целый вектор субмодальностей, которые характеризуют
вспоминание того времени.
Я не только вижу это изображение вот тут...Я вижу изображение вот
на таком удалении , вот такого размера , вот такой контрастнос-
ти,...вот такой цветности , вот такой яркости , вот такого ЦВЕТА...
И вообще,здесь вот совершенно феноменальная идея, фантастическая,
гениальная идея родилась. А если цвет по Люшеру как-то зависит? Вот
это ДА! Представляете себе? Внутренняя визуализация оказывается мо-
- 189 -
жет быть окрашена в тот цвет , который по Люшеру , как раз характе-
ризует какое-то состояние ...
Я даже автора могу показать этой идеи ...-Он скромно улыбается..
Т.е., в каждом месте - это набор , это вектор Субмодальностей. В
т.ч. и направление , как один из параметров.
Наиболее часто встречающаяся ВЛ , ну ... по направлению во всяком
случае,(остальные параметры не знаю - у каждого свое) , это вот та-
кая... Как у меня. Может быть поэтому , мы и время рисуем вот так..
Да. У левшей чаще всего наооборот. Может быть по этому на Восто-
ке,..там так и пишут? У них по другому организовано все внутри. И
читают они - сверху вниз , справа налево (Япония , Китай) . Почему
они так, а мы так ? Почему ? Почему так им удобнее читать ?
Почему мы рисуем время вот таким-вот образом, а не таким ... ?
И непонятно , что было первично - вот такая временная линия у лю-
дей, либо наоборот наша временная линия организуется потому, как мы
изучаем время на картинках и т.д...(как это все визуализируется в
учебниках).
Но самое главное здесь , что это ведь как раз и есть принцип , по
которому наш мозг определяет - в каком времени это было ?
Так-же , как мы смотрим фильм :"... ой , какой он ... там полоски
идут , черточки , он черно-белый ... , немой - этот фильм дореволю-
ционный. Это было до 20-х годов , до 10-х ...
Субмодальности такие , такие , такие ... такой набор Субмодаль-
ностей , характерен для фильмов 10-х годов .
То же самое и во внутреннем образе . Такой набор субмодальностей
изображения , которое я сейчас вспомнил - характерен для 5-летней
давности . Т.е., в мозгу как-будто есть такой компьютер , который
считает , что ... чик, чик, чик , ... этот вектор ближе всего (по
всем принципам векторной или матричной алгебры) , ближе всего к та-
кому-то времени. Т.е. определитель у него - такой-то . А этот век-
тор - вот такой-то . Он по-ближе , у него больше яркость , но по-
меньше цветность или по-больше громкость , т.е. стереозвук ...- это
все вот этого времени.
И тоже самое по времени в будущем . И возможно так мы и оцениваем
будущее , настоящее и прошлое , ... и по времени где-то . Ведь там
же нет , как в видеокамере вот , счетчик : " 22 мая , 19-35 ".У нас
же нет этого всего внутри . Мы , как бы внутри себя оцениваем , что
это было давно , это было недавно, это было раньше , это было позже
...
По прараметрам субмодальности мозг сам вычисляет , что по-ярче по
-ближе , по-громче . С течением времени , это все немножечко зати-
рается , так же , как магнитофонная пленка или пленка кино- . Набо-
ры субмодальностей меняются чуть-чуть туда , т.с-ть в ту стурону .
И это время от нас уже дальше ...
Ну , ну я так думаю . Мне кажется это вполне объяснимо . Потому ,
что иначе как мы по времени могли ориентироваться ? Ведь никаких
сигналов-то у нас нет .
Я помню вот , вот мой день рождения . Хорошо помню . Так , а вот
то событие было когда ? До или после ? ... Ага , - до !
Как я это сказал ? - Да там , просто набор субмодальностей был
чуть ,чуть-чуть по-менее ярче или ,... ну как-то по другому . Может
быть наоборот . Может я еще там ...
Так что временная линия - это не место , как это упрощенно пони-
мают многие НЛПисты , которые у нас в Новосибирске разговаривают о
временной линии : " Это вот , точка ...- ты вот туда смотришь ."
Нет ! Это набор , это вектор всех параметров изображения , звука
и ощущений .
- 190 -
Теперь , давайте проанализируем . Вот , феномен " Де Жа Вю ".
Каждый психолог знает этот феномен , сейчас еще фильм какой то про-
шел " Де Жа Вю ". " Уже виденное " - " Де Жа Вю ".
Это вот то явление , с которым каждый из вас сталкивался .
Идешь по улице : " О ! А это ,- я уже видел ! О ! Да это же ,
точно , так оно и было ! "
То самое явление , которое послужило отправной точкой , для веро-
вания в предсказания , ясновидение . Ведь , на самом деле , если бы
человек сначала все это записал , а потом бы действительно это все
увидел , ну , можно было , т. с-ть как-то действительно предсказы-
вать , что есть такое явление .
Я не говорю , что его нет . Я говорю , что есть физиологический
такой феномен , который у многих связывается с этим явлением .
Может есть ясновидение , но тем не менее вот такие ... , вот то ,
что сейчас я рассказываю , вот этот вот факт " Де Жа ВЮ " - он чис-
то физеологический , т.е., здесь ничего такого предсказательного
нет .
Я вижу изображение , но сейчас так у меня сложилось в организме ,
такое вот особое состояние , - либо усталость , либо заторможен-
ность , может съел что-нибудь ...