У меня мысли бе-
гут зрительно...Я даже не успеваю за ними. Я их описываю, описываю
описываю...они от меня убегают, если я не успеваю за ними говорить.
Зрительная информация очень емкая. Чтобы все, что я вижу описать,
приходится говорить очень быстро, иначе я ничего не успеваю схваты-
вать.Дальше идут следующие образы.
А! Теперь обратите внимание на мои руки! Что я сейчас ими делаю?
Да! Руки вверху! При ВИЗУАЛ.МОДАЛЬН. - руки вверху. То , что я вижу
- я рисую.Это четвертый индикатор.
ТРЕТИЙ - ТЕМП РЕЧИ И МЫШЛЕНИЯ.
ЧЕТВЕРТЫЙ - это движения рук.УРОВЕНЬ РУК.
При АУДИАЛЬН.МОДАЛЬН. я говорю ровно, спокойно,словно в ритм чему
-то, в ритм внутреннему голосу,..т.е.фактически повторяю то, что
слышу своим внутренним слухом. И в этот момент - руки на уровне
груди.
А КИНЕСТЕТИК говорит очень медленно. Он вытягивает из ощущений
слова,говорит очень медленно, думает очень медленно, - очень затор-
моженный. Каждую мысль прочуствует,...и руки внизу!
Еще какие показатели могут быть?
ВОПРОС:Может ли Кинестетик не договаривать слова? Бросить мысль?
Визуалистам это более присуще.Потому, что он картинку видит. Ему
кажется, что все ее видят с другой стороны..
Аудиалист этого вообще не допустит!Он даже сам не понимет этой
мысли, если он не проговорит ее до конца,..Как он ее услышит? Ауди-
алист, это человек , который высказывает все уже в чистом, печатном
виде.Т.е, как он говорит - можно писать.
У меня есть несколько стенограмм моих лекций.Вы знаете! Читать
это неинтересно! Без интонаций, без жестов,-это просто какие-то об-
рывочные фразы.
Аудиалист обычно текст говорит так, что можно писать.Он логически
все подробно разбирает. 1-е,2-е,3-е..Вот теперь вот это, вот теперь
вот это...
ВОПРОС:Как понимать соотношение движений головы и глаз?Например,
глаза пошли вправо, и голова пошла вправо?
Просто ОЧЕНЬ ВПРАВО!Не хватает глазных амплитуд.
У Кинестетика речь заторможена.Руки внизу..
Ну вот давайте я еще один пример приведу, и вы поймете в чем зак-
лючается 5-й признак модальности.
"Мне КАЖЕТСЯ,..вот я сейчас ПОЧУСТВОВАЛ,.." ...Да! Это ИНТОНАЦИЯ
голоса. При ВИЗУАЛ.МОДАЛЬН. - вверх. Смысловая фраза по нотам, по
высоте идет вверх - это ВИЗУАЛ.МОДАЛЬН.( Из низкого переходит
ввех). "Мне кажется..", и голова при этом тоже идет вверх.
При повороте головы и глаз вверх, высота голоса повышается. ВИЗУ-
АЛ.МОДАЛЬН. связана с повышением тона. А КИНЕСТЕТИЧ.МОДАЛЬН. - с
понижением.
А если все время на одном уровне, то это обычно АУДИАЛ.МО-
ДАЛЬН..Человек монотонно говорит.
- 38 -
Кинестетики говорят мало, но говорят веско. Они доводят информа-
цию полутонами. Они это очень здорово чуствуют.Они телом переживают
интонацию.
Теперь ТЕМПЕРАМЕНТ.
Визуалист, это вот очень эмоционально яркое выражение в поведе-
нии.Мимика очень яркая.Жестикуляция яркая. Показывание предметов.Т.
е. очень высокая темпераментность . Но это не так все просто. Там
же есть разные этапы переработки информации.
Аудиалист, это человек стоящий обычно за трибуной и говорящий
глядя вот сюда /Зоны 6 и 9 - Ред./Либо читающий. Тело напряжено.Ему
движения даже мешают думать,сосредоточиться, услышать что-нибудь.
А Кинестетик, он телом все сопереживает, у него пот выскакивает
при мельчайших переживаниях и вспоминаниях,..он постоянно думает
"вниз"..он анализирует свои ощущения,...Его тоже всегда видно.
Просто так сказать про человека,что он Визуалист - нельзя.Так-же,
как нельзя сказать, что он Кинестетик или Аудиалист.
Теперь попытаемся проанализировать - а вот эти "ГСД", нельзя ли,
чтобы человек в одну зону обратился и все там вспомнил?Как происхо-
дит вообще процесс вытаскивания информации из подсознания?Не может-
же быть все так просто, что вот раз..-ВИЗУАЛ.МОДАЛЬН.- и все выта-
щил?
Дело в том, что мыслительный процесс, он связан с ТРЕМЯ этапами
переработки информации.
1. ПОИСК
2. РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ
3. ОЦЕНКА (РЕФЕРЕНТНЫЙ)
Если в человеке происходит собственный внутренний мыслительный
процесс,то он проходит вот эти 3 этапа.
По первому этапу человек ищет в одной из Модальностей информацию,
которую ему нужно оттуда считать.
На втором этапе он эту информацию считывает, и прикрепляет к соз-
нанию.
И часто существует 3-й этап, который связан с оценкой этой инфор-
мации на:-правильно-ли; хорошо-плохо ; больше-меньше ; лучше-хуже;.
..т.е. оценка.Отношение. Свое отношение к этой информации.
1 и 3 третий этапы проходят безсознательно. Человек не осознает в
какой модальности они происходят.Если ему сейчас рассказать,
"как" он это делает, он это заметит. Но тем не менее в сознании
представляется только вот этот ВТОРОЙ этап.
Первое движение глаз, самое быстрое первое движение глаз - это
движение сюда (1 этап) в подсознание. Оттуда вытаскивается информа-
ция, она считывается, переводится вот этой "П", а потом она оцени-
вается.Тоже последнее движение глаз очень быстрое. Т.е. тоже под-
сознательно. Человек даже не знает, что он это сделал.
Но тем не менее, если наблюдать - можно это заметить.
Первый этап связан обычно с наиболее развитой у человека системой.
Вот он говорит:"У меня хорошая зрительная память!".Значит первый
этап вероятнее всего будет зрительным.Потому, что даже слово,...Ну
такое предложение:"Скажи, что тебе говорила жена, когда ты уезжал
сюда?Какая последняя фраза жены?".
"Она мне сказала, чтобы я возвращался тогда-то.." Что я сделал?Я
сначала ее увидел, и только когда я ее увидел, я получил доступ к
звукам , которые она говорит.
Наоборот у меня не получится.
- 39 -
Я обратился к изображению, но я этого не осознаю,..и слышу звуки.
Если мне задать вопрос:"А скажи, она правильно сказала?"Я могу
обратиться уже к третьему этапу. Оценить правильно-неправильно, хо-
рошо-плохо, и т.д. Этот этап будет уже тоже неосознаваем.Это очень
быстрое движение глаз.
Но здесь нужно различать вопросы двух типов.
Первый. Это безмодальный вопрос.Вопрос без заданной модальнос-
ти.Например:"Вспомни самый лучший день в прошлом году?" Я не задал
вспомнить оттуда звуки или какое-нибудь изображение этого дня, или
вспомнить ощущения того дня.
Человек обращается к ведущей, самой развитой у него системе, ска-
жем Визуальной,..и вероятнее всего, что в визуальной системе он бу-
дет информацию репрезентировать.Раз она наиболее развита, ему проще
вспоминать именно так!
Давайте сечас рассмотрим такой пример...Подходит человек к теле-
визору.
Человек, который плохо видит. Ему нужно найти необходимую переда-
чу. Он включает телевизор, и начинает щелкать каналами.Он плохо ви-
дит. ...А! Услышал!Вот! Вот то, что надо - одел очки и смотрит.
Теперь. Человек , который плохо слышит.Но ему нужно услышать
программу новостей...Чик, чик, чик, - увидел изображение,а потом
уже прислушивается к тому, что говорят.
Если я человеку говорю:"Вспомни..(все, что угодно без всякой Мо-
дальности),.." - первый и второй этап будут совпадать.Потому, что
раз он лучше видит, он найдет канал по изображению, - и будет его
смотреть.Это называется ИЗБЫТОЧНОСТЬ. Избыточный канал, - это наи-
более развитая система человека.
Вы видели это у "Адама", у него Визуальный.Т.е. все время, кроме
обращения к подсознанию, он смотрел в ВИЗУАЛ.МОДАЛЬН.
Вот это и есть Избыточность, когда человек вспоминает информацию
так, как ему удобно.Вспоминает ее в наиболее развитой системе.
Если же я прошу:"А вспомни, что тебе говорила жена?".Развитая
система (поисковая),ведущая у него Зрительная. Он видит жену, вспо-
минает Эйдетически, как это происходило,..потом идут звуки.Когда
звуки услышал - может оценить, а может не оценивать если такой за-
дачи нет...
Вот эти 3 этапа..Их проходит каждый человек,во время мыслительно-
го процесса. И по глазам можно проследить:-как у него двигаются
глаза, т.е., как у него сменились Модальности во время внутреннего
"ментального" процесса.
Вот эта последовательность Модальностей Поисковой, репрезентатив
ной и Оценочной системы,...- называется СТРАТЕГИЕЙ.
Как вы понимаете, Стратегий может быть 9.