Разделы

И фактически, я показываю паль-
цем на то место, где и первый и второй слой. У Шаталова это называ-


- 137 -
ется " Системой опорных знаков ".
Вообще эффективная педагогика, она связана с работой ... - как вы
думаете, в какой модальности ? - во всех трех !
Вот были на западе эксперименты, и мы здесь в Новосибирске прово-
дили. Берем группу первоклассников. Даем преподавателя визуальной
репрезентации. - Пришел, - " ... так, ребята, представьте себе ,
как будет здорово и прекрасно, если вот эта схема будет реализова-
на ... , какая замечательная перспектива ... всем ясно? Всем ? "
Значит он предлагает всем визуально все освоить. Первоклассники,
они ничего не могут перерабатывать, т.е. студенты уже не подходят,
потому, что студент, если записал текст, он садится дома из него
строит схему, если ему по схемам проще. Первоклассник всю информа-
цию получает так, как ему ее дают. Он не может ее еще переработать,
потому, что у него нет для этого аппарата.
Так визуалист работает с группой в течении месяца.
Преподаватель аудиального типа работает с группой. - Пришел,-
встал, листочки положил, ... - текстом логично, монотонно рассказы-
вает : " ... прослушайте, сейчас я вам расскажу, как логично было
бы, если бы ... " - никаких ссылок на изображение, никаких схем,
таблиц, он этого не понимает сам, и ему кажется, что другие этого
не поймут.
Третий преподаватель. Преподаватель кинестетик по репрезентации.
Ну этот все телом проигрывает, ему проще показать. Он ничего расс-
казать не может, он два слова связать не может. Он : " ... ну это
вот знаете, я вам сейчас объясню как ... , ну вот , понимаете, ...
ну вот ... понял, да ?" - Он телом все объясняет. Слова у него во-
обще не выходят никакие, образы ни какие не идут. Вот он телом он
повторит любое движение. Он любое движение покажет. Но он ничего
рассказать не может. Учиться у него невозможно, потому, что нужно
просто стоять и повторять все его движения. Вот и все.
ИЗ ЗАЛА : - Хороший он человек, - не мешает .
- Тихий !
Ну так вот. С этими тремя учителями. Мы сделали проверку знаний
через месяц.
На пятерки все пронимают здесь только ребята визуального типа.
Здесь аудиального. Здесь кинестетического. / 1-й, 2-й, 3-й препода-
ватели соответственно - Ред. /
Система эта сформированна дома, в течении этих вот 6-ти лет. Уже
эйдетика прошла. Уже начинается какая-то модальность превуалирую-
щая. Дома, - я не знаю, как там с генетикой, с воспитанием, даже не
думал еще об этом , т.е. как это наследуется, я даже не думал , но,
в связи с тем, что стратегии можно менять, наверное здесь генетики
меньше, чем опыта.
Эти - не понимают. Визуалистам тут делать нечего. Если он может
представлять себе это все, рисовать тут же схемки, т.е. если его
научили этому переводу аудиальный в визуальный, тогда он нормализу-
ется. Студентов вообще этому обучают. Текст записывается, потом он
домой пришел, начинает рисовать схемы, опорные схемы, потому, что
без них уже освоить ничего нельзя. А вот я недавно тестировал на
невербальный интеллект,- там всякие схемы, диаграммы,- нужно пра-
вильное решение невербальное найти. Тестировал девочек, которые
поступают в этот институт. Они эти таблицы переносили в текст,
текстовой решали логически, а потом это вот логическое решение
опять рисовали. - Я так не понимаю. Я бы наоборот сделал абсолютно.
Аудиалистам здесь тоже делать нечего. Логической связи нет ника-
кой, по пунктам ничего не разбито, матричная информация ... " ...
вот поняли ? - поняли ; ... вот здесь ясно ? - ясно ... все !


- 138 -
Кинестетик, ну вот это преподаватель в основном труда, пения,
физкультуры. Они сами такие, они в этой области и думают, у них по-
лучается. И те дети, которые успевают здесь, они обычно тут и не
успевают. Вот эти вот ребята, которые, по физкультуре, пению и тру-
ду - у них пятерки. .
Так вот, мы меняем ребятишек и переводим всех визуалистов вот сю-
да. - Через неделю, уже догоняют группу. Понимают !
Вы понимаете, чем сложен первый класс - если не понял,- к концу
первого класса получаешь двойки, интерес к обучению пропадает. Во
втором классе уже неинтересно учиться, уже мотивации учиться нет.
Уже опорных знаний 2х2 - просто нет.
Но это не выход из положения. Преподаватель такой не может всю
жизнь их вести, или готовить группы под преподавателей. Значит нуж-
но не школьников подбирать под преподавателей, а преподавателям
обучать во всех трех системах. Вот система Шаталова - это как раз
система работы во всех трех модальностях. Помните его принципы: -
логическое, очень последовательное, очень конструктивное, без мело-
чей технологическое объяснение; - отработка практикой обязательно;
- опорные знаки, сигналы, схемы;
Он даже термины дает в разных местах, вот как я на доске, а когда
эти термины ему нужно свести, он их даже визуально соединяет. Вот
он "крутится" так же как я вот здесь на сцене, соединяя все терми-
ны, которые раньше здесь набросал. Вот по "методу Цицерона" это
здорово получается. Запрограммировал, куда по этой тропинке что
расставить,- и вот он расставляет. Он перезабрал все это и у него
практически 100 % -й выход на школьников. Он "хватает" всех !
Вот когда смотришь на аудиторию, всегда видишь : " ... ага, вот
этот, вот этот, вот этот - начинают теряться, уставать, разговари-
вать или засыпать. Кто они ? - " шлеп, шлеп, шлеп ... " - Кинесте-
тики ! - Надо больше двигаться.
"Вытащишь" этих, - если переборщишь, у них заболит голова ( это
интересно, - опыт подсказывает, - если передвигаешься, у них забо-
лит голова, то есть нужно тоже меру знать ). Дальше. Визуалист.
Раз, раз, раз ..., начинают что-то они отвлекаться - пошли сигналы
на верху, визуальные слова, то есть я переключаюсь на стратегию бо-
лее визуальную, больше использую визуальных предикатов, больше ри-
сую схем, и скажем не сижу, а уже больше хожу, чтобы разнообразить,
используя внимание визуальное то, опять сюда подхожу ...
Аудиалистов "теряю" - все, схему бросил, начинаю повторять логи-
чески, что проходили.
Есть хороший еще способ добиться повторения учениками какой-то
информации. Я его называю принципом " Пифагоровы штаны ". Ну, да-
вайте, я скажу: " Пифагоровы штаны ... "
Аудитория: " ... во все стотроны равны."
Да. Вы сами повторили эту фразу, кстати ! Что я могу сделать, ес-
ли я хочу, чтобы вы повторили еще раз вот эту фразу, которую я го-
ворил. Я ее раз повторил вчера, сегодня повторил второй раз. Ну,
какую-то мысль. Какую-то идею. Потом, я ее просто начинаю и делаю
вид, что просто бросил и не договорил до конца. - Ваше подсознание
ее "проговорит" само, дальше. Но это хороший способ повторения. Я
начал фразу. Бросил. До конца не договорил. Ушел, - а вы ее повто-
ряете.
Ну, в гипнозе, вы понимаете, якоря тоже используются. Якоря - это
вот те самые сигалы опорные, на которые делается "Вход" и Выход",
" Подключение " и " Выключение "... Единственное, конечно,- надо
очень грамотные "Входы". Ну, вот вчера вы видели, как " 1 - 20 "
работали в обе стороны.


- 139 -
Навешанный якорь, потом, если человек работает с ним, с пациентом
... Несколько раз повешанный якорь,- сразу вспомните слово " кир-
пич ",- он работает потом уже во всех модальностях. Либо я его
скажу: "кирпич". Но я !
- Кирпич ,- он засыпает.
Либо я ему письмо напишу, где будет слово "кирпич"или даже нари-
сован кирпич - и он засыпает. Если я переделаю на засыпание гипноз.
Либо я ему просто дам почувствовать кирпич, т.с-ть "подшлифую",
он его почувствует ... когда вот у него до сознания дойдет - "кир-
пичь" - ... Ж-ж-ж-ж-ж-ть ...
А можно как-нибудь сделать так, чтобы он даже не заметил, что я
сейчас говорю ему о том же самом кирпиче ?
Ну, например был у меня вот такой случай.

<<< 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 >>>