" Сладкая " музы-
ка быстро всем надоела, так же как нам быстро надоел "SPACE". - Она
больно уж сладка. Это так же как постоянно сладкое есть ... - прие-
дается.
И все построение музыкальных ...,- вот, называется "правило конт-
ропунктов" - как строят визомузыкальное произведение, на сочетании
диссонансов, использовании нетемперированных, очень чистых аккордов
и темперированных аккордов - не чистых. Когда идет нагнетание обс-
тановки, - в фильмах ужасов мы это увидим завтра, - используются
именно темперированные интервалы самой большой чувствительности -
секунда, большая секунда, малая секунда, самой большой чувствитель-
ности диссонанс.
Тогда возникает внутреннее ощущение дискомфорта. А когда идет
темперированный звук или темперированный аккорд - это расслабление.
Мажорный аккорд, трезвучите мажорное, оно абсолютно нетемперирован-
ное, поэтому все музыкальные произведения кончаются именно в тони-
ке, либо в квинте. То есть это называется устойчивыми нотами звуко-
ряда - тоника, терция, квинта, октава, - потому, что они не
темперированные, они и там и там существуют. Остальные все аккорды,
в том числе минорные - они темперированные, они вызывают ощущение
диссонанса. Вспомните, Бах - даже минорные произведения кончает в
мажоре. Делает разрядку. Обязательно, потому, что это принцип.
Принцип функционирования нашей физиологии восприятия мира.
Вот, давайте, сейчас я вам несколько примеров приведу - кто же
увлекался нетемперированной музыкой :
Моцарт ;
Мусливичик - это учитель, фактически Моцарта . Честный компози-
тор, которого к сожалению забыли, но сейчас начинают помаленьку иг-
рать, кстати, большую часть произведений Мусливичика ... играют в
Новосибирске. Здесь оркестр, который играет практически только Мус-
ливичика.
Скрябин. В музее Скрябина на Арбате, - кто там был - там даже
есть музыкальный инструмент - нетемперированный музыкальный инстру-
мент. Самое страшное для нетемперированной музыки - ее нельзя запи-
сать. Ее можно только импровизировать. И вот у него стоит такая ма-
шина там, в музее Скрябина, на которой можно только играть, но
записать музыку нельзя.
Ну, еще один человек, вот , Андреас Валенвайгер, которого вы слы-
шали вчера, и вы поняли, что это воздействует получше, чем многая
другая музыка, которую вы слышали. После нее, другая музыка вызыва-
ет диссонансы.
И еще один человек, про которого я хотел бы рассказать. Это Шаля-
пин. Шаляпин - один из первых певцов в мире, который пел нетемпери-
рованную музыку. В связи с тем, что у него небыло базового
музыкального образования в детстве, он сохранил вот это вот " чутье
чистых тонов ". И голос у него был не громче, чем у тех, с кем он
- 156 -
соревновался там, в Ласкала.
Он просто пел настолько физиологично, настолько это оказывало
большее воздействие на людей, что именно его голос воспринимали как
чистый. И если он с кем-то соревновался в одной опере по голосам,
то остальные просто фальшивили, на его фоне. Сейчас к сожалению
воссоздать это нельзя, потому, что для воссоздания его голоса нужно
с точностью до тысячных долей - точную, стандартную скорость враще-
ния пластинки. - Когда его записывали - стабильности в скорости не
было. И воспроизвести сейчас тоже уже нельзя. Поэтому на пластинке
он воспринимается уже далеко не так.
Так вот,... физиологическое воздействие оказывает больше именно
нетемперированная музыка. Из всех видов музыки, которая существует
в мире, именно индийская музыка в большей степени нетемперирована,
потому, что там 32 лада в октаве. И есть резонансные струны, кото-
рые постоянно дают основной тон. Вот он-то и заставляет человека
медитировать, т.е. он благоприятный, потому, что он практически
создает торможените в каких-то зонах.
Мы продолжим этот разговор, когда будет фильм ужасов. Мы разберем
где там, как делают диссонансы для того, чтобы накачать ожидание
страха.
ВОПРОС : - А у нас такие есть композиторы современные, которые
пишут такую музыку ?
- После того как умер Скрябин, был только один дирижер, который
играл только Скрябина, потому, что для него Скрябин во всех нотах
расставил стрелочки " вверх-вниз "- куда " подтягивать " или опус-
кать звук. И даже те, кто учились в музыкальных школах, вы, помни-
те, что вас просили ноту " ФА " и ноту " СОЛЬ " ... " ФА "
чуть-чуть петь повыше, чтобы не было диссонанса с " СОЛЬ " , - вот
так больше всего накапливается диссонанс между этими двумя нотами.
Вспомните, что чуть-чуть повыше, чем вам кажется - вот это вот
наверное страшно, да ? Вот это насилие. Чуть-чуть повыше, потому,
что нота здесь на пианино вот так вот обозначена.
Ну, ладно ... То есть музыка, вообще говоря - интересный пси-
хо-физиологический феномен, практически она является ЯКОРЕМ. Так
вот, что такое музыка? - Это не "кабинет" с выбором (?), - это ощу-
щение, которое оно у меня вызывает. Воспоминания, ассоциации, кото-
рые с этим связаны. Это хороший ЯКОРЬ.
У Кашпировского музыка очень хорошая, но она темперированная.
Ну, вот, здесь, тот же самый Скрябин, ведь он был терминалом ка-
ким? -Он даже создавал свой театр "ПРОМЕТЕЙ", в котором кроме цве-
томузыки, звука, еще и в кресло вделывали специальные ролики, вот
такие, с моторчиками,...и человек сидя, ощущал разные ощущения.
Т.е., там включаются разные моторчики, с разными ощущениями. Он еще
включал запахи.
(Но к сожалению, он умер и не смог построить этот свой театр
"ПРОМЕТЕЙ". А макет в музее Скрябина, на Арбате, до сих пор стоит.)
...Ну, фактически, ---Аудиально-кинестетически...
- 157 -
Так. Теперь - как использовать АСДС в самопрограммировании и деп-
рограммировании.
Ну вот, давайте представим себе, что я разведчик, приехал на ди-
кий Запад. Мне нужно ни в коем случае там не осечься. Меня научили
языку, я все это знаю ... Меня научили некоторым привычкам, мане-
рам, ...
Я вхожу к себе, в гостиничный номер, включаю свет - и я попался !
Свет, вот на этой высоте ... Это у нас свет вот здесь. -Там - свет
вот тут ... / 1 м от пола слева - Ред. /
Если я зашел к себе в комнату и включил только свет, ... скажем,
в той же Америке, где по севернее ... Включил только свет и вошел в
комнату - ВСЕ ! Я попался!
Там еще есть один тумблер "вентиляция-отопление". Ведь комната не
обогревается печным отоплением, вот этими трубами ...
Комната обогревается теплым воздухом, который нужно включить при
входе в эту комнату. Именно в эту комнату он будет поступать. Вклю-
чил свет, включил отопление - вошел и за ... буквально 30 секунд
вся комната наполняется теплым воздухом ... - они не обогревают
пустые комнаты. Зачем это нужно ?!
Если я "это" движение не сделал - Я ПОПАЛСЯ !
... Я вам хочу напомнить анекдот :
Приезжает наш разведчик в Англию, приходит в ресторан, просит ча-
шечку чая, ... Официант ему приносит чашечку чая ...
Тот берет чашку и начинает пить. Официант наклоняется:
- Извините, вы не скажете ? - Вы из России ?
- Почему вы так думаете ?
- Вы знаете ... вы ... положили сахар, размешали, а ложечку оста-
вили в стакане ! И придерживаете пальцем!
... Ну, он увидел, что никто не заметил и говорит:
- Нет, я не из России, просто я так привык ...
... Расплатился и ушел ...
... Ушел, пришел в другой ресторан. Садится, ... попросил чашку
чая, ... официант ему приносит. Он ложку вытаскивает, ... размешал
сахар, ложечку положил, ... только начинает пить ... - официант :
- Извините, вы не из России ?
- Почему ?
- Да, вот, вы вроде и ложечку вытащили, а пальцем-то все равно
"придерживаете"...
Ну, он опять осмотрелся, ... ушел в третий ресторан ...
... Приходит, садится ... ложечку вытащил, палец убрал, ...
Официант поворачивается :
- А вы русский ?
- Почему ?
- Да, ... вы вроде и ложечку вытащил, ...