Но , при этом я не понимаю тогда фразы , которая по
моему используется сознательно : " ... и только НЕ пишите сюда хва-
лебные письма ... "
ИЗ ЗАЛА : - Вот это уже грамотное использование частицы .
- Это грамотное использование , но тогда не понятно - " ... у вас
не будет болеть голова ... "
Либо человек , вообще говоря не думает , что делает ...
Так . Ну это первый оператор . Второй оператор , который можно
было бы вот сейчас , за это время пройти - это "модальный опера-
тор" . Но вот единственно , что ... ну т.с-ть "модальный оператор"
как ... , модальность ... Здесь получилось опять у нас , что одним
термином названы там , разные слова .
- 214 -
С одной стороны - МОДАЛЬНОСТЬ , как виз., ауд., кинестетическая ,
а с другой стороны - в лингвистике модальностью называются модаль-
ные глаголы , да ? ДА . Называется форма изъявления мысли, где оце-
нивается вероятность, должность, то есть модальность этого процес-
са.
Модальный глагол - это "может", "должен".
Вот давайте сейчас ... Такая игровая ситуация:
Вот я кладу мел и начнаю фантазировать, вот какой фразой я бы
сказал себе сейчас команду, чтобы подойти и этот мел раздавить.
Ну, давайте прикинем. Так, я должен сейчас встать ... раздавить
этот мел. И пытаюсь анализировать, насколькоу меня велика вероят-
ность, что я это сейчас сделаю после моей команды:
- Я могу встать ... раздавить этот мел.
- Я не могу не встать и не раздавить этот мел.
- Вот я уже стою и подхожу и давлю этот мел.
- Я мог бы или должен был бы встать и раздавить этот мел.
То есть форм модальных глаголов есть достаточно много.
И вы почувствовали, каждый по себе, что каждая форма имеет свое
особенное воздействие на вероятность этого события. Так же, как в
английском языке есть, вы знаете, целая градуировка модальных гла-
голов "должен", "могу" в степени должности. От такого, грубого
"have to; are to", до очень такого мягкого, типа "shell I go" -
"ну, так я пошел ...", "... ну, так я пойду ..." - наверное так
звучит.
Так вот эти все модальные глаголыпо идее можно расставить для се-
бя, - у каждого человека это может быть по разному - расставить для
себя вот в такую градацию.
Вот это меня мотивирует меньше - ...
А это мотивирует больше - ...
И оказывается, при программировании себя а какое-то поведение,
состояние ... - или другого человека - использование этой шкалы
позволяет усилить или снизить мотивировку.
Все глаголы, которые связаны со словом "может", иногда "мог бы",
создает у человека право выбора, но и при этом оставляет у него
право творчества, самовыражения личности.
А все, которые связаны со словом "должен"... - вспомните, как
вчера я рассказывал, как Джон Гриндер рассказывал военные анекдоты.
У каждого человека часть этих модальных операторовсоставляют вот
такую систему "реализующих модальных операторов" и "не реализующих
модальных операторов".
Замена модального оператора в фразе позволяет изменить вероят-
ность события. Здесь даже направление события можно изменить. А
здесь вероятность этого события.
И "шестая техника изменения" - это как раз изменение модального
оператора и НЕ-оператора в фразе, которую говорит тебе человек.
Ну, типичный пример:
- Ты должен поехать туда завтра. *
- А что будет, если я туда не поеду? **
- Будет штраф 5 рублей ...
- Значит я могу поехать туда, а могу не поехать?
В этом случае - перевести выбор.
В этом случае (*) я еду.
А в этом случае (**) я не еду - 5 рублей, то есть я знаю, что бу-
дет.
Я вам всем рекомендую, по приезду домой найти видео-фильм "Меха-
нический апельсин". Это знаменитый, очень знаменитый фильм, который
начинал сниматься как порнографичский, а кончился чисто психологи-
- 215 -
ческим фильмом. То есть в начале его планировали так, а когда нача-
ли чнимать, то изменили там всю фабулу фильма и свеле к другому.
Как раз фильм был снят в то время, когда в Америке началось движе-
ние за депрограммирование общества. А движение за депрограммирова-
ние общества началось как раз тогда, когда появился термин "прог-
раммирование общественного сознания".
Так вот в фильме очень хорошая идея. Ну, она на самом деле верна:
"никто не имеет права у человека отобрать даже "права совершать
преступления". И только в этом случае, человек сознательно идет на
нормальное поведение. Посмотрите фильм. Это очень сложный конечно,
но сильный и грамотно снятый фильм о котором на Западе очень долго
говорили. Название его вы слышали наверняка много раз.
Играет там артист ... - который играл "О счастливчик" и "Калиду-
ла".
<<<<<<<<<<<<<<<<<< перерыв >>>>>>>>>>>>>>>>>>
Так, сейчас нам предстоит поговорить об изменениях второго уров-
ня.
Вот это занятие я всегда начинаю с анекдотов. Вы их наверное зна-
ете кто-то , ну, может нет ...
Анекдот 1-й.
Идет съезд лингвистов. И один профессор выходит и говорит:
- Вы знаете, я сделал открытие, о котором вообще давно ...,
которое давно ожидалось. Но вы понимаете, что как в математике тео-
рема ФЕРМА - у нас у лингвистов всегда была проблема идеология сло-
ва "стибрил".
Все:
- Как ! Не может быть ! Это же проблема века!
- Нет. Вот я посидел в библиотеках, 10 лет сидел и нашел. Я знаю
откуда появилось это слово.
Все:
- Не может быть !
- Когда Александр Македонский переезжал через реку Тибр, у него
украли его золотой шлем ...
Все :
- О-о ! Ну надо же, сделал открытие ! Все ! Фантастика ! Сенса-
ция ! Нобелевскую премию !
... Ну, овации стихли ...С задней парты, студент кричит :
- Профессор, а вот тут я подумал, вы не скажете, а в городе Пизио
ничего не украли ? ...
Так. Второй анекдот.
Чисто английский дом. Звонок по телефону. Слуга подходит к теле-
фону, поднимает:
- Я вас слушаю.
- Алло, это Джон ?
- Да, сэр.
- Джон, ну как ты там? Как дела?
- Все нормально, сэр.
- Уголь привезли?
- Привезли, сэр.
- Ты знаешь, Джон, вот я сейчас тут подумал ... Сходи-ка ко мне в
спальню, посмотри, что делает моя жена.
- Хорошо, сэр. Сэр, не вешайте трубку, подождите одну минуту. ...
Возвращается:
- 216 -
- Сэр, я вам дожен сказать, что ваша жена сейчас спит в спальне с
вами.
- Джон, ты знаешь, я вот подумал ... Ты сходи ко мне в кабинет,
возьми ружье. Иди там вот убей мою жену и вот того, кто с ней.
- Сэр, одну минутку, не вешайте трубку. ...
Через 5 минут возвращается:
- Сэрт, вы знаете, вашу жену я убил прямо в спальне, а за вами
пришлось побегать. Вас я убил в "ореховой гостинной".
- Джон, у меня нет никакой "ореховой гостинной".
- Сэр, а вы куда звоните ? ...
Ну, еще один анекдот расскажу и потом мы начнем это все обсуждать
из чего же состоит анекдот и в чем же суть его "изюминки".
Идет интервью с председателем "общества пофигистов":
- ... и что вам действительно все "пофиг" ?
- Пофиг.
- Совсем все пофиг ?
- Совсем все пофиг.
- Книги ...
- Пофиг.
- Знания ?
- Пофиг.
- Женщины ? - Пофиг ?
- Пофиг.
- И деньги пофиг ?
- Нет, деньги не пофиг.
- Неувязочка ...
- Пофиг ...
А теперь давайте подумаем, что же происходит, когда человек расс-
казывает анекдот.
Каждый анекдот имеет в себе то, что называют "изюминкой". Поэтому
раскрывать ее в начале нельзя. - Не интересно ...
Вот эта "изюминка", она может быть двух типов:
* Либо в том же контексте - изменение смысла. Это вот анекдот про
Джона.
* Либо при том же смысле - изменение контекста.
Здесь получается интересный такой феномен, что вот когда вы все
это рассказываете - какая-то энергетическая наполняемость есть, а
потом, когда я изменил вот эту рамку, в которой находится содержа-
ние, оказывается существует такая "потенциальная яма" для падения
...