Семинар(конспект)
Создание транса,нейро-лингвинистическое
програмирование гипнотических состояний.
1Введение
Книга-стенограмма 3-дневного семинара по Эриксонианскому гипнозу
2 цели семинара
-использование (ЭГ) в различных областях деятельности (терапия и др)
-изменение собственной личности.
ЭГ-усваивается также, как и любой другой навык, главное практика.
ЭГ-совокупность различных навыков (как и другие сложные виды дея-
тельности, вождение автомашины, например).Отдельные части нужно до-
вести до автоматизма, чтобы исполнить ЭГ.
Всю жизнь мы моделируем, главная семантическая цель семинара-нау-
чить модели, как делать гипноз.
Цель ЭГ-добиваться лучших результатов в коллективной деятельнос-
ти, гипноз не панацея, но очень эффективное средство.
Процесс обучения ЭГ сложен, ибо главное-заметить то, что во мно-
гом вы уже знаете.
УПРАЖНЕНИЕ 1 Группы по 3 человека: "А"-думает о ситуации, в которую
глубоко вовлечен с ограниченым центром внимания, "Б" и "В", не зная
подробностей, описывают состояние,говорить нужно нарочисто неопре-
деленно (хитро, ловко,искусно, неопределенно,неясно,смутно - пере-
вод). Наблюдают за реакцией, что помогает, а что мешает расслабить-
ся?
АНАЛИЗ: 1 Темп голоса должен совпадать с дыханием.
2 Внимание должно оставаться внутри ограниченного объекта
3 Соответствие модальночстей "А" и "Б","В".
4 Отсутствие избыточности, генерализация.
5 Избегать аппеляции к логике (все другие переживания
исчезают; "А"-подумал:"А какие именно?";что вывело его
из расслабления.
6 Естественность перехода А,В,К-модальностей. Говорить
очевидное для А,В,К.
Незнакоые люди в лифте не ведут себя естественно. Почти всегда
они-в трансе.
Очень важно строить естественную последовательность.Резкий пере-
ход А-В-К и т.п.-разрыв, выход из транса. Замешательство будет
рассмотрено ниже.
УПРАЖНЕНИЕ 2 Аналогично упр.1,но:
-использование неопределенных выражений (неоднозначных, неточных,
неподробных).
-подстраивать речь, дыхание и т.п. "Б","В" с "А";что усиливает
действие.
АНАЛИЗ: Гипноз-использование механизма обратной связи, а
упр.2-ничтожная часть возможностей.
1 Темп речи должен соответствовать содержанию, плюс тон
высота, дыхание, движения и т.п.(предикаты).
Гипноз - не процесс, в котором кто-либо управляет людьми, а про-
цесс, в котором люди получают обычно отсутствующую у них обратную
- 2 -
связь.
Очень важно не то, что говорить, а то, как говорить. Главная за-
дача-заметить, на что человек реагирует естественно.
ПРИМЕР:
- ... меня пытались гипнотизировать много лет, но ничего у них не
вышло. Попробуйте меня гипнотизировать!
-Я не смогу вас гипнотизировать.
-Вы всетаки попытайтесь.
-Я не могу этого сделать. Я вообще ничего не могу сделать. Если я
решил заставить вас не закрывать глаза, то вы не закроете глаза.Я
попробую держите глаза широко открытыми. Будте насторожены и бди-
тельны. Все, что вы делаете, вы делаете здесь и сейчас.
Человек сопротивляется, пока не впадает в транс.
АНАЛИЗ: заметить реакцию пациента и доставить ему контекст, в ко-
тором он может надлежайшим образом реагировать естествен-
ным для него способом.
РАППОРТ - состояние, в котором человек реагирует с большей лег-
костью. Раппорт строят, соразмеряя свое поведение с поведением
человека разногласия мешают. Речь должна соответствовать способнос-
ти слушать. Соответствие модальностей, предикатов, МАИ и САИ. Т.е
подстройка.
Продолжить упр.2, но - подстроиться под нынешние переживания "А".
НАПРИМЕР:"Вы слышите звук моего голоса... и чувствуете тепло там,
где ваша рука лежит на бедре..." Выбор фраз требует некоторого ис-
кусства. В примере человек не осознавал тепло, но оно было, значит
вербализация верна, приобретается доверие, усиливаются переживания.
Если же продолжить кинестетические предложения, а затем сказать:
"Вы слышите шорох, в комнате перелистывают бумагу,"то человек снова
переведет свое сознание, чтобы проверить правильность вербализации
того, что в обычном состоянии не осознается. Т.е строится раппорт и
одновременно тем же маневром меняется сознание.
ГЛУБИНА ГИПНОЗА не является критерием оценки.
ГАЛЮЦИНАЦИИ - средство достижения целей.
ГАЛЛЮЦИНАЦИИ
-положительные (направленные видеть то, чего в настоящее время нет)
-отрицательные (не видеть того, что есть)
Галлюцинации-признак транса и способ введения в транс.
Очень важно-уметь использовать раппорт. Ключ-способность произво-
дить переходы.
(В Калифорнии принимают закон, по которому наводить измененные
состояния можно лишь дипломированному гипнотизеру.)
Нужен приятный способ перевести человека из его нынешнего состоя-
ния в транс (начиная с нынешнего состояния и кончаяя описанием того
состояния, в которое нужно привести. Нужны переходные слова. Напри-
мер: "если","когда","потому что", "и","и вот", "даже сейчас", "пос-
кольку", которые подсказывают наличие связи между двумя утверждени-
ями. "Если вы сидите здесь,то вы можете понять, что я собираюсь кое
-что сказать вам".
- 3 -
Начав с информации, основанной на чувственных переживаниях, вы
получаете затем возможность совершать переходы и вызывать реакции,
наводящие измененные состояния.Сенсорное основание может не при-
сутствовать в сознании, но должно быть чем-то, что человек может
обнаружить.
ПРИМЕР: "Стен, вы чувствуете плотность вашего уса, и если вы про-
ведете по нему пальцем, то заметите, что у вас только что промель-
кнула улыбка. Вы можете даже чувствовать локоть другой рукой и ощу-
щать,как поднемается и опускается ваша грудь, когда вы дышите. И
может быть, вы этого не знаете, но вы сейчас осознаете температуру
вашей правой ноги".
Переходные слова-связь, которая позволяет человеку двигаться без
перерывов от одной идее к другой.
ПРИМЕР:"Когда вы сидите на этом стуле, вы ощущаете тепло вашей
руки, лежащей на вашем плече, и вы чувствуете прикосновение блокно-
та к вашим ногам. Если вы прислушаетесь, вы можете услышать биение
вашего сердца, и вы в самом деле не знаете... в точности... чему вы
должны научиться в ближайшее время, но вы можете себе представить,
что есть много новых идей и есть новые переживания и новое понима-
ние, которые могут быть вам полезны".
Т.е. связывая нечто реальное, но не замечаемое в сенсорном опыте
человека с идеями, которые нужно вести, мы делали их более заслужи-
вающими доверия.
ПРИМЕР: "Вы чувствуете боль в руке, она у вас сильно болит, но вы
ощущаете также биение сердца, движение пальцев на ваших ногах, и вы
слышите шум в своих ушах, когда ваше сердце бьется. Вы ощущаете оч-
ки на вашем носу, и возможно, вы начнете ощущать другую руку, и эта
рука может вызвать у вас очень сильные ощущения. Вы чувствуете ка-
ждый палец, более того, вы можете собрать все ощущения одной руки и
направить их в другую". (Анализ работы с болью).
АНАЛИЗ: предложения не только логичны, но они представляют собой
последовательность указаний на нечто правдоподобное.
Переходы представляют собой механизм облегчения.
КРИТЕРИЙ ОЦЕНКИ ГИПНОЗА - легкость.Трудность указывает на нечто
чего мы не знаем.
В ЭГ можно использовать и разрывы, что будет рассмотренно ниже.
ПРИМЕР: семейная терапия.
-Я хочу, чтоб моя жена оставила меня в покое.
-Хорошо заприте ее в чулан.
-Да нет я этого не хочу.
-Хорошо, так чего вы хотите?
-Я просто хочу, чтобы она перестала говорить мне о покупках.
-Значит вы хотите, чтобы она писала вам письма?
Состояние в гипнозе (неопределенное, скрытое ожидание) - человек
не теряет сознания, но парадигма (правило, образец), который управ-
ляет его сознанием, не действует.В это время можно вводить информа-
цию и т.п.