Разделы

То
есть это та же самая кинестетическая коммуникация. - Вместо афри-
канских танцев у нас - джаз.
По этому, когда вы приедете к нам во второй раз, в следующий -
приезжайте со своим музыкальным инструментом. Вот у меня их дома 35
штук.
На самом деле жонглирование и игра на музыкальном инструменте это
модели, модели изучения чего-то. Перевода на подсознательный уро-
вень. Обучение импровизации, самовыражение - лучшей модели не най-
ти.
У нас есть целый курс - " Психологическая теория музыки ". Я тоже
когда-то этим очень увлекался. Я очень увлекался нетемперированной
музыкой ( кто в этом понимает ). Ну, здесь можно два слова сказать
про историю формирования музыкальных течений.
Помните, ну кто-нибудь может читал , про спор Баха и Генделя, ко-
торый разделил музыку фактически на две части. Ну, в кратце. Дело в
том, что законы гармонии, физические законы гармонии, то есть зако-
ны психологического, психо-физиологического воздействия звука, как
звуковых колебаний, гармонических колебаний - имееют определенные
принципы. Так, существуют формулы соотношения между звуками, кото-
рые состовляют октаву - это удвоение частоты, вы это знаете. Звука-
ми, которые составляют терцию. И звуками, котортые составляют квин-
ту. И остальные. То есть существует чисто математическое описание
соотношений между звуками. Но, когда это математическое описание,
связаное со строением "кортиева органа", т.е. , органа в голове,
который воспринимает звук, вдруг переносится на музыкальный инстру-
мент - оказывается, что музыкальный инструмент, он не может все
частоты играть. В том-то и дело. Вы знаете - мы воспринимаем 20 ты-
сяч и воспринимаем каждую частоту по отдельности.
Можно выработать условный рефлекс на частоту 17 тысяч 845 Герц. И
подсознательно мы будем на нее отвечать. То есть мы различаем все
звуки с точночтью до Герца. На уровне сознания, вы знаете, у нас в
начале звукового диапазона через Герц, каждый Герц, а здесь уже че-
рез сотню. Но тем не менее на подсознательном уровне у нас каждый
Герц даже в конце наших звуковых диапазонов есть. Потому, что на
каждую частоту есть волосок в путеводе.
Так вот, так уж получилось, что когда стороили музыкальные инс-
трументы, а кстати cделал это впервые кто ? - Пифагор. Первый музы-
кальный инструмент построил Пифагор. Так вот, когда строился музы-
кальный инструмент, - там нельзя все частоты, только на скрипке
можно все частоты, на трамбоне, на вилоончели и контрабасе можно
все частоты, но и голосом все частоты, а остальные инструменты -
это называется нетемперированная музыка, нетемперированные инстру-
менты. При том можно сыграть любую частоту с точностью до Герца, то
есть просто чуть-чуть подвинуть палец ... Там непрерывный звукоряд.
А есть темпериртованные музыкальные инструменты, где прерывный
звукоряд - дискретные ноты, имеющие определенную частоту. Так вот,
при настройке музыкальных инструментов, не удается сопоставить пра-
вила, гармонические правила функционирования " кортиева органа " и
звуковой волны и резонанса, частотного резонанса с построением му-
зыкального инструмента. И если здесь в начале октава действительно
удваивается по частоте и дальше тоже удваивается, дальше удваивает-
ся - по первой ноте мы это сделали, то по квинтам, если мы внутри
октавы делаем соответствие между квинтой и тоникой, то между квин-
тами уже соответствия в два раза частоты нет. И разница вот здесь -
между двумя нотами в конце звукоряда, где-то там 4-я, 5-я октавы -
до полу сотни Герц. Извините, для подсознания - это вот такой вот


- 154 -
диссонанс.
Когда начали делать первые музыкальные инструменты, они были
очень несовершенны, то есть там все это перераспределялось вот ту-
да, - сознание не воспринимало, но подсознательно это чувствовалось
фальшью. Это называлось "волчьими звуками" и тогда предложили : "
... Давайте всю эту фальш "разнесем" по всему звукоряду .. " - Мы
ее вытащили отсюда - начало равномерно, а здесь мы более чувстви-
тельны к диссонансам чем к частотам, потому, что там разница чувс-
твительно слышна.
Сделали такие музыкальные инструменты и до сих пор мы их так
настраиваем. Самое главное, что мы по этим музыкальным инструментам
учим детей. Фактически, ребенок пришедший в музыкальную школу, он
обучается стандартной, но совершенно не физиологичной музыке.
Так вот, самое интересное, что человек, который не учился музыке
в детстве и не испорчен, про которого может даже говорят, что у не-
го нет слуха - может быть у него наоборот совершенный слух. А у
этого - испорчен слух тем, что ему навязали вот такую стратегию
случайно, нефизиологично.
В чем разница темперированной и нетемперированной музыки ? - Ког-
да играет темперированная музыка - все нормально, но стоит человеку
чуть-чуть послушать нетемперированную музыку, с правильными часто-
тами ( те, которые физиологичны , там, где опять тона действительно
соответствуют формулам, которые по гармоническим колебаниям здесь
срабатывают как аккустические волны ), - оказывается, что после
нетемперированной музыки, мы темперированную воспринимаем как
фальш. Мы наконец слышим чистый звук и понимаем натурально.
Впервые об этом заговорили Бах и Гендель. То есть поставили воп-
рос, что " ... давайте точно сделаем теперь - либо такая, либо та-
кая, потому, что и такая и такая вместе существовать не могут ... "
Если только темперированная - тогда очень просто играть на темпе-
рированных музыкальных инструментах, на дискретных. Но никто не
играет нетемперированную и никто не дает нам ощущение фальши. Мы
привыкаем к этому постепенно, постепенно ... - но они же тогда фи-
зиологию не изучали.
Кстати, Гейнгольц был первым, кто как раз эту теорию физически
разработал и применил в нетемперированной музыке. А потом Гендель
говорит: " ... нет, наоборот, давайте уничтожим те клавишные инс-
трументы и оставим иструменты только нетемперированные, потому, что
они физиологичны ... "
И они начали друг с другом спорить. Спорт длился долго. Вся музы-
кальная общественность Европы включилась в этот спор. Ждали - кто
победит.
Но, неизвестно что лучше, что хуже - тогда победил Бах. Ему уда-
лось ... - но они как договорились - что, если удастся сочинить му-
зыку, которая сыграется на темперированном музыкальном инструменте,
дискретном, в которой опытные эксперты, музыканты не услышат фальши
ни разу, то победит именно этот человек.
Бах написал " Хорошо темперированный клавир " . Эксперты признали
эту музыку чистой и победа была за ним. Но Гендель не очень обидел-
ся, он продолжал писать свои скрипичные концерты. Он старался мень-
ше использовать фортепиано, но тем не менее он это делал.
Потом эта история долго долго длилась, были композиторы, которые
даже составили по табице, - называлась таблица " чистых интерва-
лов", таблица Гейнгольца,- он составил специальные таблицы частот-
ные, по которым, если сочинять музыку на фортепиано - получается
очень близкое приближение к нетемперированной, - получается "слад-
кая" музыка, которую вот , фактически сочиняли " SPACE ". В первых


- 155 -
трех концертах "SPACE"-то как раз пользовались таблицами Гейнголь-
ца.
Битлз пытались тоже это делать, потому, что их менеджер увлекался
этими вещами, потом они по этим вещам связались с индейской музы-
кой, с Рави Шанкаром, он им тоже много чего про это наговорил, и
тогда Бертштейн и Хариссон увлеклись нетемперацией. Макартни тоже
эти идеи очень понравились. Он эти идеи использует и до сих пор. Не
случайно он считается величайшим " мелодистом " 20 века. И в" Книге
рекордов Гиннеса", Макартни занесен, как величайший композитор
всех времен и народов.
Так вот в истории было много композиторов, которые пытались тоже
нетемперированную музыку играть или использовать.

<<< 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 >>>