Потому, что если в
тексте КАВЫЧКИ можно расставить, то на языке-то вы не знаете : я
закрыл все или не закрыл. - И вдруг возникает недопонимание в зале.
-Я говорю очень какую-то информацию, которая может обидеть, - ну
военным говорить такие вещи ... - я это замечаю, что все это прои-
зошло, что я немножечко обидел, задел, я раз - первые кавычки зак-
рыл. - Вы на меня обиделись ? - Вы не на меня обиделись, вы обиде-
лись на Верджинию Сатир.
- 144 -
Вот так нам говорил Джон Гриндер, когда рассказывал про Вирджинию
Сатир. Понятно, да ? То есть, если я в начале рассказа много Кавы-
чек "понавесил", я могу закрыть их в любой момент. В сложной обста-
новке шлеп -"закрыл"- это не я, извените !
Это у Гриндера звучит примерно таким образом. Тоже продавщица в
магазине на меня кричит, я подхожу, начинаю на нее тоже кричать.
Она:"Эй ты, такой-сякой уходи отсюда со своим талоном ... "
Я говорю: "Вы что себе позволяете, вообще ?! "
Она:" Все равно уходи отсюда ... !"
Я:"... Тра-та-та такая-сякая ..."
/Потом, выбрав момент и отойдя чуть в сторону, он же показывает
на то место, где он только-что стоял и ругался с продавщицей и про-
износит - Ред./ :
- Вы посмотрите, что он себе позволяет ! Ну это кого угодно может
вывести из себя ... / ... у продавщицы замешательство ... и тут же,
вернувшись на свое место, он спокойным голосом, без возбуждения го-
ворит - Ред./ ... Мне вот этот кусочек пожалуйста ...
То есть - я на нее кричал ... , " вышел " ..., обвинил вот этого.
Кого ? - вот этого. А потом вернулся ...
Когда у нас прошел экзамен на мастеров, в Штатах, - там нужно бы-
ло во время последней демонстрации, мастерам всем, ну что-то что-то
показать практическим специалистам, что бы они это попытались "рас-
кусить", вот так же как сегодня вечером мы будем пытаться "раску-
сить" Якоря, Кавычки, Метафоры в фильме, который будем смотреть -
" 9 1/2 недель "- потом мы его разберем, разберем по полочкам, -
так вот точно так же должны были мое выступление какое-то разобрать
"практишенеры", то есть те кого экзаменуют на " практишенеров ".
Вот мне пришлось там в одном из кусочков своего выступления, я
там говорил тронную речь от имени советской делегации выступал. И
нужно было в это выступление заложить много метафор, Кавычек, ... И
вот там был один такой прием. Когда вдруг, я очень волновался во
время этой процедуры, после экзамена и тут расставание вечером, то
есть такая вот обстановка ... у всех слезы текут, там такая сложная
ситуация. вот начинаешь отвлекаться - там кто-то заревел, отвлека-
ешься. Тут же еще идет внутри двойной постоянно перевод. Думаешь то
по английски, но когда сложная фраза - ее сначала формулируешь по
русски, потом переводишь. Ну, когда волнуешься, начинаешь запинать-
ся. И вот когда я почувствовал, что совсем там запинался , в одном
очень волнительном месте, когда я т. с-ть дарил всей этой ассоциа-
ции НЛП всемирной, - я дарил Гимн Советского Союза и всех республик
( пластинку ) - я понял, что из этой ситуации нужно как-то выхо-
дить, я сделал вот примерно так же. - Отошел ... :
- Вы знаете, он еще очень плохо говорит по английски, но в следу-
ющий раз, когда он приедет, он будет говорить лучше. Вы уж его
простите. /И возвратясь на место - Ред./ ... Так вот, я продолжаю
...
Понятно.
ВОПРОС: Алекс, можно вопрос ?
- Да.
- Жванецкий НЛПист ?
- Жванецкий ... У нас в фирме ИМИДЖ-КОНТАКТ есть почетные звания.
И вот часть из вас, кроме квалификации, то есть сертификата с ква-
лификацией с какой-то определенной, может получить еще почетный ти-
тул или почетное звание. И будете внесены в почетную книгу почета и
всегда сможете приехать и увидеть себя там. Так вот у нас есть там:
- " мастер мнимотехники ",- это те, кто сдал экзамен по мнимотех-
нике;
- 145 -
- " мастер якорения " ;
Вот у нас Тема - это " мастер демонстратор " 3-й категории. Раз-
ные у нас там почетные титулы, очень интересно, красиво они звучат.
У нас есть еще " мастер Рефреминга ". Вот театрализованный Рефре-
минг когда вы будете какой-то делать, - та команда которая это все
сделает или те, кто лучше, с юмором напишут вот эти инструкции, до-
кументы - они, им присуждается " мастер Рефреминга ". Сначала 3-й,
потом второй, потом первой категории. Так вот мы как раз собирались
ему послать сертификат " мастерта Рефреминга " 1-й степени, высшей
категории.
Из зала: - Жванецкому ?
- Да.
- Он говорил : " ... Ты вот тут наговорил всего - не стой в этом
всем. Отойди ! "
Так. Ну вот с Якорями понятно, с Кавычками понятно, да ?
Вот я хочу рассказатть вам очень утрированный пример, как можно
использовать Кавычки в виде авторитетной метафоры. Пример упрощен-
ный, но он был. Это случай из жизни.
Очень пожилой человек, прошедший революцию, прошедший войну , у
которого ценности вот те еще, приходит с просьбой отучить его от
курения ... - по всем методам лечился, ничего у него не получается
- отучить его от курения. К нему подсаживают такого же старичка, с
которым договариваются, как он себя поведет. Этот старичек, в раз-
говоре, в приемном покое начинает рассказывать истории. О том, как
он жил, где работал, где учился, где служил. Рассказывает, что ког-
да он был еще совсем молодым, в 20 лет, ему посчастливилось стоять
в Кремле на посту. и однажды, мимо него проходил Ленин. И вот этот
вот самый постовой, он сам-то Ленина видел издалека, но он видел,
как Ленин подошел к одному из курящих постовых и сказал : " Това-
рищ, настоящий коммунист должен бросить курить ! "
Он рассказал это так ... - просто так. Так вот , авторитетная ме-
тафора в технологии заключается в том, что либо сам себе начинаешь
представлять, что кто-то очень авторитетный для тебя, кто для тебя
является референтной группой - человеком, мнением которого ты очень
дорожишь, - кому-то там плохому, говорит фразу, которую ты хотел бы
обратить к себе. И представляешь это много раз, очень ярко. Факти-
чески это заменяет сенсорный опыт того, что кто-то и правда это
сказал. Вот у того пожилого человека это сработало лучше. Очень ав-
торитетный. Сохранение собственного лица - я тут не причем, это ко-
му-то сказали. Но я знаю, что так сказали. Я это делаю собственной
волей. Я делаю свободный выбор. Меня никто не ограничивает. Я делаю
свободный выбор. - " Имей ВЫБОР ! " - И эта стратегия работает на-
дежнее, чем просто заставить. Когда у человека собственная мотива-
ция на выполнение.
Это вот " первый принцип Штирлица ". Если хочешь, что бы человек
принял такое решение, которое нужно тебе - не давай это решение в
готовом виде. Оценка и совет - это барьеры содержательного общения
и совместного действия. Дай этому человеку факты, но дай эти факты
так, чтобы он сам из этих фактов сделал нужный тебе выбор. Но это
ведь будет собственный его выбор. А в связи с тем, что он совершил
этот акт творчества, - этот выбор сделал сам, - он с таким удо-
вольствием будет выполнять это дело ! И еще тебя убеждать, что это
делать нужно. Какая разница кто это придумал ! Пусть он считает,
что это придумал он. Но для него-то самого ведь эта ситуация оказы-
вается, что " ... я сам сделал выбор !... Я совершил этот акт выбо-
ра ! Самомтоятельно, мне никто его не навязал. "
Чужой совет, чужое мнение могут быть встречены совсем не так. Хо-
- 146 -
тя тот же самый факт, такие же доводы, но тем не менее по другому
звучат.
Так вот после тренинга у нас три упражнения :
Упражнение 4.1. ПФТ-3 Ресурс. - С ним все понятно, т.е. мы его
прокрутили, отработали.
Упражнение 4.2. - метафоризация. Попытайтесь разговаривать друг с
другом, использовать принцип, который нам когда-то рассказал Грин-
дер. Если хочешь более эффектитвно коммуницировать - чаще используй
метафорты ! - Вот так нам сказал Гриндер.
Упражнение 4.3.