Их наверное больше 10
уже.Они разные по информационной насыщенности,т.е. разная степень
доверия к этим индикаторам,..
Вот сейчас несколько из них мы пройдем.
Вообще трудно представить себе, что человек существуя уже нес-
колько миллионов лет, - в таком виде , как сейчас,..внешне во вся-
ком случае - но...трудно представить , что по человеку можно сде-
лать какое-нибудь еще открытие!
Так вот...в 1973-1974 году, Джон Гриндер и Ричард Бендлер как раз
это открытие и сделали.
Давайте сечас посмотрим что у них получилось. Попробуем переотк-
рыть это открытие. (Те кто знают-молчат).
Давайте посмотрим на "Адаме".
-"Адам", ...я буду задавать вопросы,..и ребята мне помогут,..на
вопросы отвечать не нужно.Т.е. отвечай мысленно!Ну например: -Какой
цвет у светофора верхний? И отвечайте для себя. Хорошо? ...Осталь-
ные наблюдают.Те, кто знают - убедитесь еще раз. Те, кто не знают-
понаблюдайте.
Поехали?
-Какого цвета дом, в котором ты живешь?
-А дверь входная в квартиру?
-А как она хлопает?
-А звонок работает?
-Сегодня на тренировке было тяжело?
-Как тяжело было?В каком месте тяжело?
-Ноги не стер?
-В какой ноге больше, в правой или левой?
-Адам, за мной повтори...1+2+3-8+12+14..А теперь вычисли!
-Какая мелочь у тебя сейчас в кошельке?
-Какие монеты?
-Какой ботинок больше жмет?
-Как звучал-бы мой голос вот здесь на этом балконе, если бы эти
двери были закрыты?
-Как-бы эта комната выглядела-бы, если-бы покрасить в зеленый цвет,
и сверху в черный квадрат?
-Что выше Эйфелева или Останкинская Башня?
-Если их рядом поставить, то как они будут выглядеть?
-Вчера были неприятные ощущения?
-Какой палец на руке сейчас больше чуствуется?
-Как это ощущение можно было-бы словами описать?
-Какую фразу я сказал последней, перед тем, как тебя сюда позвали?
Интересно , да? Ну вы заметили,..избыточность по Виз. каналу
идет,а все остальное...
Что же произошло?
- 32 -
Ну вот так уж устроен человек, что у нормального правоориентиро-
ванного правши,когда он работает в ВИЗУАЛ.МОДАЛЬН.,и вынужден про-
водить Аналогово-Знаковую процедуру,..Т.е. вытаскивание из предсоз-
нания информации в сознание...(Не ту информацию, которую он знает и
так,..Номер телефона? Да такой! Я его знаю и так.)...А когда нужно
увеличить контрастность, яркость, громкость, предсознательного об-
раза,чтобы прошла вот эта процедура перевода в знак - "П"-т.е.,
чтобы описать словами, я должен это увидеть, услышать, или почуст-
вовать.
Если человек эту "П" проводит в ВИЗУАЛ.МОДАЛЬН.,то его глаза ори-
ентированы в зоны - 1 или 2, или 3, или 5.
_____________________
_ _ Рис. 5
_ 1 2 3 _ Направление движений глаз партнера по
_ _ коммуникации.(Смотрит на вас).
_ 4 5 6 _
_ _
_ 7 8 9 _
_____________________
Он может смотреть куда угодно, но он вынужден будет во время пе-
ревода из предсознания информации - в сознание,вот эту Аналого-
во-Знаковую "П", при формулировании "З", он вынужден взглянуть в
одну из этих зон... Куда-бы он не смотрел!
На одном из семинаров, который я проводил, ..там однажды на
сцену,вышел ...ну такой очень суровый мужчина,..Вышел и говорит:"Не
собьете меня. Я не посмотрю никуда!".Встал и смотрит в одну точку.
Я вообще-то испугался. Там уже серьезно..Он может какими-то мыш-
цами взгляд держать...Ну ладно. Я начинаю ему вопросы задавать,..он
действительно.. он не видит четко, и когда проверяешь, и ему гово-
ришь:"Вспомни цвет твоего дома снаружи?".-"Вспомнил!" -"Ка-
кой?"-молчание..Ему кажется..мелькнуло что-то, но цвета не было.
И вот он смотрит в одну точку..."Хорошо.Вспомни (предположим)
цвет наружной двери квартиры?".-"Вспомнил."-"Какой?"-молчание..Ска-
зать то он не может, ведь информацию он не извлекает..
И вот я ему говорю:"Ну вот если сейчас наложить 15-копеечную мо-
нету на 20-коп., что ты там по краям увидишь?" - "Предста-
вил!"-"Что?" - ....." Не могу!!! Глаза уходят!".--Он вынужден
взглянуть в ту зону, которая связана с Конструированием и представ-
лением Виз. образов.
Ну так уж устроен мозг, что такая вот, активность определенных
зон мозга,--связана с таким движением глаз.
Если человек работает в АУДИАЛ.МОДАЛЬН., Знаками обзывает Зву-
ки,..то его глаза, во время этих "П" и ,перевода из предсознатель-
ного в сознательное, обращены в зоны 4, 6 или 9.
Если же он работает в КИНЕСТЕТИЧ.МОДАЛЬН.,то глаза обращены в 7
или 8.
Если он смотрит в одну зону, все равно, он обратится туда, откуда
надо достать информацию,- хоть на секунду!..Во время перевода вот
этого, из "А" в "З" /"П"/, - он все равно туда посмотрит! Если даже
это не видно так, то можно заснять на видеокамеру, медленно прокру-
тить и это движение увидеть.
Ну,..правда интересно? Миллион лет люди друг с другом общались,и
не заметили такую вещь.Но здесь усугубляется тем, что у левшей мо-
- 33 -
жет быть наоборот все, хотя это наверное касается только зон 1 и 3 .
Вот сейчас я вам расскажу нормальный случай из уголовной практики.
Когда следователь работает с человеком, и ему нужно получить какую-
то объективную информацию от него,...Скажем следователю нужно полу-
чить информацию от свидетеля, подследственного, и т.д...
Вот протокол допроса.Ну сколько допрос длится?..Ну час, два,..Вы
знаете, что две минуты - страница машинописного текста.Сколько в
этом протоколе фактов , слов, - если все проверять,..то это работа
на круглые сутки.
Если он будет проверять всю информацию, которую ему сказал свиде-
тель,подсудимый или подозреваемый, то он никогда не выполнит своей
задачи.
Ну раньше всегда считалось, что должна интуиция подсказать - Где
человек врет? Кстати интуиция так и работает, как мы сейчас разби-
рали.Т.е. интуитивно человек так и учится определять ложь,конструи-
рование,придумывание.
Но очень было бы неплохо, если бы напротив вот этого протокола
допроса, либо сам этот человек, либо психолог, - смог бы расставить
галочки. По принципам и законам НЕКОНГРУЭНТНОСТИ хотя бы.
Т.е. : -Это неконгруэнтно;
-Здесь что-то не так, и здесь что-то не так.
Из 15-20 страниц машинописного текста, он выделит 3 факта, а их
проверить намного проще!Из них часть может не подходить по смыс-
лу,т.е. не имеет никакого отношения к этому делу, а что-то подойдет.
Так уж устроен мозг, зоны 1 и 4 - это особые зоны.Это зоны свя-
занные с конструированием информации.
Если мы конструируем зрительные образы, ну скажем..на зеленую по-
верхность накладываем черные крестики....Мы же вынуждены, для того,
чтобы дать себе команду сконструировать,(на зеленую поверх-
ность + черные крестики),мы вынуждены вложить в это дело логический
компонент. Т.е. , при конструировании, будет участвовать логика.
Хоть подсознательно, но я фразу себе какую-то скажу!
А так уж устроено наше мышление, наш мозг, что при повышении ак-
тивности левого полушария, глаза поворачиваются вправо.А при повы-
шении активности правого полушария, - глаза поворачиваются влево.
Мы просто так привыкли видеть.
И левое поле зрения, оно четче видится правым полушарием,а правое
поле зрения лучше видится левым.
В связи с этим, если я напрягаю логику, и должен сейчас сконстру-
ировать логикой,... начать конструировать зрительный образ, ..я вы-
нужден включить логический аппарат, и зрительный образ включается
вот здесь - ЗОНА 1,ВИЗ.КОНСТР.
Если же я конструирую звуки, ..Как звучал бы вот этот голос в
других условиях? Как бы гремел будильник, если его положить в та-
зик?Я должен той-же логикой додумать.Включить логический компонент,
и тогда оказывается , что в ЗОНЕ 4 - АУДИАЛЬНОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ.
Вот эта схема (Рис.1), называется -- СХЕМА ГЛАЗНЫХ СИГНАЛОВ ДОС-
ТУПА.Это интересная таблица..