Разделы

Решающее значение приобретают все возможные варианты, о которых можно узнать естественным путем, начиная с домашнего просмотра телепрограмм. Черно-белое изображение настраивает скорее всего по-деловому, цветное - пробуждает эмоции. На некоторых людей, напротив, тревожные кадры черно-белой кинохроники воздействуют сильнее, чем, скажем, те же изображения в пастельных тонах. В свою очередь, неоновые огни (то есть кричащие цвета) нередко усиливают страх. Игра светлыми и темными красками тоже вызывает явные различия в чувствах. Например, депрессия часто ассоциируется с темнотой, а радостные переживания, наоборот, отображаются или рисуются в воспоминаниях в светлых, радужных красках. Подумайте еще и о таких словах, как "озарение", "блестящая мысль" или даже "свечение", исходящее от определенных людей. Хотя и тут каждый реагирует индивидуально.
Подобные различия в чувствах вызывает и мир звуков. Внутреннее звучание, звуки и шумы пробуждают эмоциональные реакции так же, как и внешние "слуховые контакты". Прислушайтесь однажды к тому, как нервничающий школьник произносит слово математика; словно стартует автомобиль с дряхлым аккумулятором. Сходным образом многие из тех, кто готовится к экзамену, внутренне откликаются на слово экзамен, как в фильме ужасов, когда раскаты эха тонут во мгле. Дети склонны к тому, чтобы спонтанно напевать слова, означающие для них что-то особенно прекрасное: "Каникулы! Каникулы!" Этим умело пользуются специалисты по рекламе. Стоит только вспомнить одну из многочисленных рекламных припевок, обращенных прежде всего к детям: "Фрутелла! Вместе будет наслаждаться!", как внутренний голос тут же пропоет вам эти слова. Давайте проведем эксперимент. Представьте себе, что слушаете записанный на магнитофон рефрен "Фрутелла" в повторяющемся и очень монотонном воспроизведении. Звуки становятся глубже и протяжнее, ритм замедляется. Неожиданно рефрен утратил свою бьющую ключом жизнерадостность. Слова остались прежними. Одна лишь качественная трансформация слухового восприятия изменила наше чувство.
На самом деле рассуждать об этой теме можно бесконечно. Если вас это очень заинтересовало, прочитайте книгу Бэндлера "Пусть мозг поможет тебе измениться".
В моей работе меня интересовало, насколько тщательно мозг кодирует слово, как он рисует "географическую карту", с тем чтобы вызывать именно то чувство, которое человек индивидуально связывает с этим словом. Например, Гельмут Коль не только крупный и влиятельный канцлер Германии. У части немцев он вызывает восхищение, другая часть населения, напротив, осуждает его политику. Запечатленное мозгом имя, помимо создания связи этого имени с объективной информацией, должно быть еще индивидуально закодировано. То есть слово должно будить деятельность параллельно работающих модулей мозга. И тогда эта модульная программа будет отвечать за чувство, с которым связано слово, образ (значение слова) и за определенные характеристики, воспринимаемые на слух (речевое высказывание и звучание слов влияют слова). Кроме того, могут возникать ассоциации, связанные с обонянием или вкусом. Все эти проявления сосуществуют, взаимно дополняя друг друга и образуя единую комбинацию, обусловливающую субъективное восприятие слова, и все они имеют отношение к одному и тому же феномену, причем каждый из каналов органов чувств вносит свой вклад в создание общей картины объективного и субъективного значения слова. Итак, мы вновь возвращаемся к пяти нашим чувствам.
Моя работа убедила меня в том, что мысленно люди совершенно по-разному изображают слова. Большое влияние имеет значимость того или иного слова для человека. Обычно я спрашиваю: "Когда вы представляете себе это слово на листке бумаги - в каком виде оно предстает перед вами? Оно напечатано или написано от руки? Какие по размеру буквы? Они цветные?". В ответах отражаются, по большей части, субъективные переживания, вызываемые словом. Например, у большинства людей слова ила имена, внушающие страх, появляются перед мысленным взором в виде больших темных или черных печатных букв. У многих взрослых проблемное слово всплывает написанным в традициях начальной школы: по-детски аккуратно, причем сегодня почерк у человека совсем иной. Это тем более удивительно, если человек закончил школу много лет назад. Можно предположить, почему мозг предлагает такое визуальное кодирование: символически школьная пора может быть связана, помимо всего прочего, с принуждением или страхами, с ощущением "малости" самого себя. И азбучной манеры письма окажется достаточно для запуска соответствующей модульной программы страха.
Не менее показательны и рассказы о звучании отдельных слов, которые улавливает наш внутренний слух. Вспомните пример с "Фрутеллой". Внутренний слух может непроизвольно "улавливать" искаженные слова. Оному молодому человеку, например, очень хотелось стать пунктуальным. При первой же встрече на мой вопрос, каким тоном внутренний голос говорит ему слово пунктуальность, он ответил: мужским, зычным, неприятным, казарменным, отрывистым. Не удивительно, что молодого человека коробило от такого тона, и пунктуальность превратилась для него в стрессовое слово. Когда же мы с ним представили, что пунктуальность, как в рекламе "Фрутеллы", напевает ребенок, она превратилась в симпатичное магическое слово. Больше у молодого человека не возникало проблем с опозданиями.
Разное воздействие оказывает и внешний вид слов. Округлые формы вызывают, как правило, более приятные эмоции, нежели угловатые. Цветные слова вызывают спокойные и позитивные реакции.
Конечно, это справедливо не для каждого. Отдельные слова некоторые люди предпочли бы видеть написанными рублеными печатными буквами. Это действует на них "классически", "наверняка". Кроме того, многие представляют себе слово как бы высеченным из камня или выдавленным из шприца со сбитыми сливками, ощущая при таких сеансах прилив сил и комфорт.
Если говорить точнее, существует столько возможностей субъективного изображения слов, сколько мы способны воспринять,стало быть, бесконечно много. Еще более разнообразны индивидуальные реакции на эти изображения.
Прежде чем мы определимся насчет способов, с помощью которых лучше всего менять ощущение от слова в соответствии с нашими осознанными желаниями, я хотела бы рассказать, как с помощью нашего тела можно прочувствовать связь между словами и их непосредственным влиянием на наш жизненный тонус.
Резюме
Не только при воздействии внешних раздражителей наш мозг имеет дело с пятью чувствами. Внутренние процессы, такие, как мысли и воспоминания, непосредственно связаны с каналами органов чувств. Совершенно особое значение это приобретает при восприятии слов какого-либо языка. То есть позитивное или негативное значение слова , (конечно, это определяет сам человек) связано у нас с определенным внутренним звучанием, чувством , или образом, возможно, даже с запахом и вкусом.
Следовательно, стрессовое слово может с помощью пяти наших чувств перекодироваться в соответствии с нашими индивидуальными желаниями.

Есть весьма любопытный способ исследования, ориентированный на наше тело. Называется он кинезиология. Этот метод основан на том, что наши мышцы в нормальном состоянии могут в считанные секунды менять свой тонус. Все укладывается в простую схему: под влиянием позитивно окрашенных слов и мыслей, а также при непосредственном контакте с полезными для организма предметами или веществами тонус мышц становится оптимальным. При негативно окрашенных словах и мыслях или при непосредственном контакте с отрицательно влияющими на организм веществами или предметами мышцы спонтанно реагируют расслаблением. Говоря о мышечной проверке, я не имею в виду то, что проверяется сама мышца. Нет, обычную, неповрежденную мышцу в кинезиологии используют как инструмент для проверки внешних и внутренних воздействий на тело и душу. Своей реакцией мышца дает понять, что для нас хорошо, а что нет. И хотя существует прибор, объективно проводящий подобный тест, тем не менее каждый, без особых усилий, может научиться проводить подобную проверку во время обычного общения.

<<< 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 >>>