Разделы

Если гипнотизер использует относительно более
неопределенные глаголы, слушатель вынужден делать самостоя-
тельные усилия,чтобы придать ускают массу информации.
Формулируя предложения с помощью номинализаций, коммуникатор
не рискует сказать, что-либо, что вступит в противоречие с
внутренними переживаниями слушателя.

2) НЕОПРЕДЕЛЕННЫЕ ГЛАГОЛЫ: ни один глагол не является полностью
определенным понятием, но сушествуют глаголы более или менее
определенные. Если гипнотизер использует относительно более
неопределенные глаголы, слушатель вынужден делать самостоя-
тельные усилия,чтобы придать ором идет речь, не определяется.
"Все могут расслабляться", "Этому можно легко научиться".
Такое предложение позволяет слушателю приложить высказывание
к своим собственным переживаниям и понять его по-своему.

4) ПРОПУСК: полностью опускается основное существительное, к ко-
торому должна, по-видимому относиться фраза. "Я знаю, что вы
любопытны". Слушатель сам додумывает, к чему он испытывает лю-
бопытство.


Б. ТРИ ПРИНЦЫПА ОРГАНИЗАЦИИ СЕМАНТИКИ.
1) Пором идет речь, не определяется. "Все мо-
гут расслабляться", "Этому можно легко научиться". Такое пред-
ложение позволяет слушателю приложить высказывание к своим
собственным переживаниям и понять его по-своему.

4) ПРОПУСК: полностью опускается основное существительное, к ко-
торому должна, по-видимому относиться фраза. "Я знаю, что вы
любопытны". Слушатель сам додумывает, к чему он испытывает лю-
бопытство.


Б. ТРИ ПРИНЦЫПА ОРГАНИЗАЦИИ СЕМАНТИКИ.
1) П как", и т.п.) "В то время, как вы сидите и улыбаетесь, вы
начинаете погружаться в состояние транса".
в) наиболее обязательный тип: ("заставляет", "побуждает",
"приченяет", "требует" и т.п.) "Покачивание головой застав-
ляет вас еще глубже расслабиться". При этом первое явление


- 24 -

происходит в действительности, а второе необходимо вызвать.

2) Чтение мыслей. Высказывания подразумевающие, что гипнотизер
"знает" о внутренних переживаниях слушателя, как", и т.п.)
"В то время, как вы сидите и улыбаетесь, вы
начинаете погружаться в состояние транса".
в) наиболее обязательный тип: ("заставляет", "побуждает",
"приченяет", "требует" и т.п.) "Покачивание головой застав-
ляет вас еще глубже расслабиться". При этом первое явление
происходит в действительности, а второе необходимо вызвать.

2) Чтение мыслей. Высказывания подразумевающие, что гипнотизер
"знает" о внутренних переживаниях слушателя,
С. ОГРАНИЧИТЕЛИ РЕЧЕВОЙ МОДЕЛИ.
1) Универсальные качественные определения. Это слова типа: "все",
"каждый", "всегда", "никогда", "никто" и т.п. "И теперь вы мо-
жете любым способом погрузиться в транс".
2) Модальные операторы. Это слова типа: "нужно", "должен", "обя-
зан", "не можете", "не будите" и т.п., которые означают от-
сутствие выбора. "Вы заметили, что не можете открыть глаза?"


2 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ШАБЛОНЫ МОДЕЛИ М.ЭРИКСОНА.

А.Пресуппозиции (предварительные предложения).
Предварительно предполагается то, что не должно подлежать сомне-
нию (желательная реакция и т.п.). Для проверки нужно составить выс-
казывание, обратное по смыслу, и посмотреть, что останется неизме-
ненным. "Джек съел пиртог" - "Джек не съел пирог" факт
существования пирога и Джека не подлежат сомнению.
1) Подчиненные предложения, указывающие на время, начинаются со
слов: "до того, как", "после того, как", "в течении", "по мере
того, как", "а затем", "прежде, чем", "когда", "в то время,
как" и т.п.
ПРИМЕР: "Не хотели бы вы присесть, в то время, как вы станете
погружаться в состояние транса?"
2) Порядковые числительные: "другой", "во-первых" и т.п.
ПРИМЕР: "Может быть, вы удивитесь тому, какая половина вашего
тела начнет расслабляться первой".
3) Использование слова "или": при этом предлогается одна из имею-
щихся альтернатив .
ПРИМЕР: "Я не знаю, какая из ваших рук, правая или левая, нач-
нет подниматься бессознательными движениями".
4) Предписание осознания. Слова типа: "знать", "понимать", "осоз-
навать", "замечать" и т.п. Могут использоваться в качестве
предварительных предположений несомненности содержания всего
высказывания.
ПРИМЕР: "Знаете ли вы, что вы уже находились в состоянии тран-
са много раз в течении своей жизни?"
5) Прилагательные и наречия: применяются аналогично.
ПРИМЕР: "Интересно ли вам наблюдать, как развивается ваше сос-
тояние транса?", "Как глубоко вы погрузились в состояние тран-
са?".
6) Изменения с помощью глаголов и наречий, относящихся ко време-
ни: "начинать", "кончать", "завершать", "приступать", "продол-
жать", "уже", "все", "все еще", "сверх того" и т.п.
ПРИМЕР:"Вы можете продолжать расслабляться".
7) Коментарии с помощью прилагательных и наречий. Слова типа:
"удачно", "радостно", "искренне", "к счастью", "необходимо" и


- 25 -

т.п.
ПРИМЕР: "К счастью, мне не нужно знать в подробностях, чего
именно вы хотите, я мог бы вам помочь и без этого".

Использование множества различных пресуппозиций в одном предложе-
нии особенно эффективно. Тем более, что при этом может использо-
ваться и перегрузка сознания.

Б.ШАБЛОНЫ, ОПОСРЕДОВАННО ВОЗБУЖДАЮЩИЕ РЕАКЦИИ.
1) Скрытые команды (в более обширной структуре предложения).
ПРИМЕР: "Вы можете начать расслабляться".
2) Аналоговые обозначения: невербальное обозначение той части
высказывания, которая содержит скрытую команду.
3) Скрытые вопросы (в более обширной структуре предложений):
ПРИМЕР: "Мне было бы интересно узнать, чем именно может помочь
вам гипноз".
Обычно люди отвечают, не понимая, что вопрос не задан. Хороший
способ выведывания.
4) Негативные команды.
ПРИМЕР: "Не думайте о платье в розовых пятнышках"., а слуша-
тель вынужден подумать о нем. Основа - использование оператора
"НЕ".
5) Разговорные постулаты. Вопросы, которые расчитаны на ответы
"ДА -НЕТ", но вызывают, как правило, более отчетливые реакции,
чем буквальные вопросы.
ПРИМЕР: "Вы распологаете свободным временем?" - "Да, у меня
есть 15 минут", "Вы знаете, что будет сегодня вечером по теле-
визору?" - "Да, футбол, концерт и т.п." Перед формулировкой
нужно знать желаемую реакцию.
6) Расплывчатость выражений. Вызывает некоторую ртастеренность и
дезориентацию. Сущьность - фраза или слово имее более чем один
смысл.
а) Фонетическая множественность слов (одинаковые или похожие
произнесения, но различный смысл), а также "предложения
внутри предложения".
ПРИМЕР: "Я не знаю, желаете ли вы и теперь закрывать глаза
на огромное значение состояние транса".
б) Синтаксическая множественность смыслов - переносное значе-
ние слов.
ПРИМЕР: "Потрясающий подъем" - "Потрясающий воображение" и
т.п.
в) Расплывчатость границ. Когда непонятно, к какому слову от-
носится та или иная часть предложения.
г) Расплывчатость пунктуации. Соединение вместе двух высказы-
ваний, когда второе начинается со слова, которым заканчива-
ется первое.
ПРИМЕР: "Мне кажется, ваш пиджак сидит на вас слишком сво-
бодно погружая вас в глубокий транс".

С. ШАБЛОНЫ В МЕТАФОРАХ.
1) Выборочные насильственные ограничения: кому-либо или чему-либо
приписываются качества, которые не могу быть ему свойственны.
ПРИМЕР: "Печальная скала" и т.п. "Скала не может быть печальна
- речь идет обо мне", - подумает слушатель, но скорее всего
подсознательно.
2) Цитаты.

<<< 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 >>>