- вот в физике "потенциальная яма", да? - Чуть-чуть подкатил к
краешку и шарик "+" скатился еще ниже, скатился сюда, при этом вы-
делилась энергия.
Оказывается, существуют такие ... соответствие смысла и контекста
находится в каком-то энергетическом единстве, а потом когда я
что-то из этого меняю, в нужном направлении - идут эмоции ...
... Ш-ш-леп ! - Поменял котекст - это энергию и выделяет.
На самом деле вот эта вот энергия - это и есть энергия творчествен-
ная. Творческий порыв, творческая энергия. Ведь фактически, каждый
из вас сейчас, когда я говорю последнюю фразу - что-то домысливает
дальше, совершает творческий акт, решает задачу, испытывая вот то
самое творческое, эстетическое наслаждение, которое он испытывает,
когда он решает сложную задачу. Только там он это делает долго, а
здесь очень быстро и сам. Каждый сам.
Суть-то анекдота, что каждый сам решает задачку. И вот эта твор-
ческая энергия, она и выплескивается ...
- 217 -
Ну, ладно, вот эта энергия выплеснулась. Она у вас выплеснулась в
виде смеха. Энергия большая, вообще, честно говоря. - Вы знаете,
что человек, натягивающий на себя одеяло,ночью - заряжается стати-
ческим электричеством 500 Вольт ! Я думаю, что смех вызывает гораз-
до больше такой электрической энергии.
Ну, хорошо, вот в диссоциированном состоянии, видя этого Джона
перед глазами, вы испытали радость. Вы увидели в другом контексте
ту же самую ситуацию или в том же контексте другой смысл этой ситу-
ации и в диссоциированном состоянии это у вас стало вот таким ощу-
щением. Но ведь в ассоцииртованном состоянии это не вызовет смеха.
-Как повел себя в этой ситуации Джон.
В ассоциированном состоянии человек будет испытывать совсем дру-
гое при проведении с ним вот того же самого рефреминга.
РЕФРЕЙМИНГ. РЕ вот в диссоциированном состоянии, видя этого Джона
перед глазами, вы испытали радость. Вы увидели в другом контексте
ту же самую ситуацию или в том же контексте другой смысл этой ситу-
ации и в диссоциированном состоянии это у вас стало вот таким ощу-
щением. Но ведь в ассоцииртованном состоянии это не вызовет смеха.
-Как повел себя в этой ситуации Джон.
В ассоциированном состоянии человек будет испытывать совсем дру-
гое при проведении с ним вот того же самого рефреминга.
РЕФРЕЙМИНГ. РЕ Так вот все эти три смысла, - форточка это как отдушина, и тайный
сговор - это как какое-то магическое заклинание, какая-то процедура
сговора самого с собой, договоренности с подсознанием человека с
которым работаешь, - вот все эти смыслы в РЕФРЕЙМЕНГЕ мне кажется
как-то объединяются.
Когда человек находится в ассоциированном состоянии и с ним про-
вели такой рефрейминг, - вот я вам рассказывал, не зря я вам расс-
казывал про этот фотоаппарат, - это ртефрейминг и человек испытыва-
ет не то, что испытывают окружающие. Да и игра в "паровозик" - это
то же самое. Все-то смеются, а тебе-то не до смеха. "Тутунхамон" -
это то же самое! Рефрейминг смысла и контекста. Внутри, в ассоции-
рованном состоянии приводит к другому.
Но куда девать эту энергию. Ведь человек на самом деле здесь не
выплескивает ее наружу. - Вся эта энергия, ровно столько, сколько
каждый из вас потратил на смех идет на изменение чего-то внутри.
Если не растратишься снаружи, то что-то сгорит внутри. Сгорит и
что-то поменяет, переформирует.
А вот теперь РЕФРЕЙММИНГ другого плана. С точки зрения вот этого
человека.
Ну, все, кто читали "ЛЯГУШКИ" - вспомнит эту историю.
Жила была девушка, которая возомнила себя любовницей Христа. Ну,
ей показалось, почудилось, что она была любовницей Христа. Было у
нее такое видение. Может быть она выросла в такой религиозной
семье, но вот такое произошло. - Начала доказывать друзьям, знако-
мым, что она была любовницей Христа, - она помнит, что это было,
она знает, - все начали ее упрекать, что она смотрела в мистику.
Чем больше она доказывала, тем больше ей переставали верить, что
она нормальный человек и она попала в психбольницу. - Навязчивая
идея.
Чем больше ее уверяли, что такого быть не может и кидали в нее
"камни противоречий" ее же собственных - эти "камни" она использо-
вала для построения собственной крепости.
И вы знаете, что иногда от собственного мнения отказаться трудно,
не потому, что оно уже не верно и ты это понимаешь, а потому, что
это твое мнение и надо его доказать - я имею право на имение собс-
- 218 -
твенного мнения. И часто даже не саму семантику, а то что " я имею
право на такую семантику ".
... Она попала в психбольницу и никакие психотерапевты, никакой
гипноз ей не помог.
И тут поступили очень гртамотно. - К ней посадили медсестру, ко-
торую обучили, что нужно сделать. Три дня эта медсестра с ней вмес-
те общалась, они подружились ... - на других вещах присоединилась
... Закрепилась ...
Но ведь этой девушке нужно обязательно выговориться. То есть она
свою проблему должна сказать. Вот она однажды пододит к этой мед-
сестре и говорит:
- Знаешь, Лиза, вот мы с тобой уже три дня знакомы, а ты знаешь
почему меня здесь держат ? - Ты знаешь, Лиза, а я любовница Христа
...
- Да, я знаю. Он мне про тебя говорил ...
На следующий день девушку выписали из больницы.
Ну, по семантике здесь можно как прокрутить? - Ну как вот ...
женщина, подруга ... : " ... Так он еще и с тобой ... Я здесь за
него, за правду так сказать сижу, а он там с другими ... И он еще
всем про меня рассказывает! " - Все ! На аналоговом уровне мотива-
ция пропала. Ей расхотелось быть любовницей Христа или во всяком
случае об этом говорить.
И тут уже она найдет доводы и факты в подтверждение, что Христа
нет, потому, что таким образом только она вытеснит это из своего
подсознания. То есть вытеснить это она сможет только так. И теперь
логика найдет и будет понимать все те доводы, которые раньше ей го-
ворили. - Она их просто не видела.
Другой случай. Приходит мужчина, говорит:
- Вы знаете, я знаю, что вы хорошие психотерапевты, помогите по-
жалуйста. Вот у меня дочка, она так упряма. Мы с ней живем вдвоем,
матери у нас нет. Она уже выросла большая. Так бы хотелось, чтобы у
нас были хорошие отношения. Мне кажется упрямство как раз вот меша-
ет, ее упрямство в наших взаимоотношениях. - Она везде и во всем
мне противоречит. Уберите пожалуйста у нее упрямство. Я знаю, что
вы можете ...
- Как Вас зовут ?
- Иван Иванович.
- Иван Иванович, расскажите о себе. ( Ну, каждый психолог поймет,
что начать-то нужно с него в первую очередь. )
- Ну, что я. Я вырос в большой семье. Родители рано погибли.Я был
старшим братом. Потом, когда вырос - поставил на ноги всех своих
братьев и сестер. Потом пошел на завод работать и одновременно
учился. - Защитил диссертацию, сейчас докторскую пишу ...
- Много сделали в жизни ?
- Да, я считаю, что много.
- Так это благодаря чему вы вообще все сделали ?
- Ну, наверное благодаря целеустремленности.
- А вот целеустремленность имеет еще какие-нибудь синонимы ? Вот
это качество, как еще можно назвать ?
- Упорство.
- А еще ?
- Настойчивость.
- А еще ? - Может быть упрямство ?
- Да ... Нет.
- В какой-то степени ДА - упрямство. Но вы же понимаете, что ваша
дочь просто переняла ваше лучшее качество.
- 219 -
- Да, понимаю.
- Может быть вы не будете ее отлечивать от упрямства?
- Нет, буду.
- Почему ?
- Я считаю, что девушке упрямство не нужно.
- Хорошо, идите домой. Завтра приходите с дочкой, приводите ее с
собой и мы уберем у нее упрямство.
Приходит на следующий день.
- Вы подумали ?
- Да, я подумал и еще раз решил, что упрямство нужно убрать. Ко-
нечно, вы правы. По наследству она его получила ... У мужчны это
было бы хорошее качество, но женщинам упрямство просто ... нет ей
это не надо.
- Ну хорошо.