Первый шаг - научиться переводить человека в измененное
состояние, используя мягкие (легкие, постепенные) переходы.
КРИТЕРИЙ ОЦЕНКИ необходимой частоты использования переходов -
глаза человека. В измененных состояниях они иные, чем в трансе
бодрствования. Замечая это, можно заметить, чем создаются разрывы в
переживаниях. Очень важно хорошее зрение, ибо в трансе (измененном
состоянии) обратная связь с человеком затруднена.При этом меньше
поводов заблудиться в сигналах, но и требует лучшего зрения.
- 4 -
Челровеку трудно успокоиться, привести себя в уютное состояние
преднамеренно. Легче успокоиться думая о капле воды на листке кле-
на, чем стараться успокоиться.
Переходы-часть основной структуры английского языка. Они помогают
пользоваться гипнозом.
ПРИМЕР М.Эриксона: он попросил человека сесть и сказал: "И когда
вы там сидите, я хочу чтобы вы рассматривали пятно на стене, и ког-
да вы рассматриваете это пятно, вы можете понять, что делаете тоже
самое, что делали, когда в первые пошли в школу и учились писать
числа и буквы алфавита. Вы учитесь... учитесь чему-то, чего вы в
самом деле не знаете. И если вы даже этого не поняли,ваше дыхание
уже изменилось (темп его голоса замедлился), и вы чувствуете себя
уютней и спокойней".
Переходы помогают строить непрерывность.
Смысл любого предложения - не в содержании, а в вызываемой им ре-
акции.
Если ваш комплимент вызывает оскорбление,то измените способ обще-
ния, а первоначальный вариант можно исполнить при необходимости ос-
корбить.
Используйте вариации голоса (темп, тон и т.д).
Использование модальных операторов и их возможности:
-главное - пациент не должен потерпеть неудачу, т.е. если гипно-
тизер говорит нечто легко поддающееся проверке, то "может".
ПРИМЕР: "Ваша рука, может быть, начинает поднематься". Если про-
верить нельзя - утверждение.
ПРИМЕР: "Это погружает вас глубже в транс". Если после применения
5-6 модальных операторов возможностей, человек реагировал на все,
то можно исполнить слова, означающие приченение.
УПРАЖНЕНИЕ 3 Аналогично упр.2, но добавить три подстроичных пред-
ложения --> переход --> предложение, которые трудно проверить. За-
тем перейти к описанию тех переживаний, которые были в упр. 1 плюс
дыхание, темп речи и т.п. Затем попробывать несколько раз без пере-
ходов и понаблюдать реакцию.
ПРИМЕР: "Вы чувствуете пальцы на клавишах пианино... И вы знаете,
что в этом доме где-то есть кухня"). При всем этом учиться чувство-
вать, видеть и слышать обратную связь, особенно - зрение.
АНАЛИЗИРУЯ первые упражнения, можно сделать вывод: гипноз - про-
цесс усиления, а не внушения, не способ управления.
ПРИЕМЫ НЕКОТОРЫХ ГИПНОТИЗЕРОВ:
-левитация руки (Обратите внимание на руку, и вы почувствуете, что
она становится легче. Попробуйте вдохнуть поглубже, и вы почувс-
твуете, что рука становится легче и начинает подниматься..." - это
и естественно, т.к. при вдохе грудь поднемается подтягивает руки в
верх). (Использование формулы три плюс четыре).
-раскачивание часов (в это время предлагается пациенту смотреть на
часы и в это время говорится: "Ваши глаза устают, веки тежелеют и
закрываются" - объясняется аналогично).
Гораздо легче обмануть человека или злоупотребить его волей в
бодрствующем состоянии, чем в любом другом состоянии, в том числе
измененном (трансе).
ГИПНОЗ - биологическая обратная связь, с помощью которой можно
предоставить человеку сообщение шаг за шагом и он будет следовать
- 5 -
естественным и удобным путем. Т.е. он будет реагировать, что люди
делают все время.
В измененном состоянии гораздо легче произвести изменения личнос-
ти, чем в бодрствующем, т.к. может получиться больше выборов.
ПРИЗНАКИ ТРАНСА:
-в нормальном состоянии - симетрия лица, затем усиливается асимет-
рия, в трансе - лицо расслаблено и симметрично.
-дрожание пальцев и другие бессознательные, порывистые движения.
-изменение формы дыхания (у визуалистов в нормальном состоянии -
верхнее, грудное дыхание: в трансе - глубже, в области желудка;
у кинестетика в норме - медленное дыхоние животом, в трансе совер-
шенно другая форма.
-кожа становится теплее и краснее (так, как просходит расслабление).
-глаза могут быть и закрыты и открыты.
-изменяется форма нижней губы.
-расширяются зрачки.
-возможно колебание тела.
То-есть необходимо знать нормальное состояние человека.
РЕЗЮМЕ:
а) Транс - усиление реакций и переживаний. Говоря человеку, что в
нем происходит и должно происходить мы усиливаем реакцию.
б) Настройка образует раппорт и лежит в основе перехода в изменен-
ное состояние. Особенно - дыхание,а также - вербализация того, что
уже присутствует.
в) Постепенные переходы дают человеку возможность легко переходить
в измененное состояние. Переходы смегчаются соединительными словами.
г) Общие признаки транса:лицевая ассиметрия --> необычная лицевая
симметрия. Общее расслабление, непроизвольные движения, покраснение
кожи, изменение формы дыхания.
2 ПРОСТЫЕ ФОРМЫ НАВЕДЕНИЯ
Гипноз действует на всех, нужно лишь применять разные способы.
Чем больше способов - тем больше "гипнабельных" людей.
Главное правило наблюдение за физиологическим состоянием. От всех
остальных правил можно отказаться в то, что говорит в данный момент
сенсорная обратная связь. Если ваш конкретный способ не действует,
выбирайте что угодно другое.
Словесная подстройка и ведение: упражнение 5-4-3-2-1.
Принцып: 4 предложения, поддающиеся проверке и одно неподдающее-
ся: затем 3+2; 2+3; 1+4. При этом лучше поддающиеся выбирать во
внешнем мире, а неподдающиеся - внутри человека.
ПРИМЕРЫ несенсорного описания внутреннего переживания.
-И вы вспомните одну приятную историю.
-И вы начнете испытывать приятные ощущения, и вы начнете вспоми-
нать.
-Теперь вы начинаете чувствовать, что значит научиться гипнозу.
-Вам стало уютно, т.е. слова "уют", "спокойствие","легкость",
"умиротворенность","безмятежность","сосредоточение" и т. п.
Полезно выбирать именно те переживания для вербализации, которые
в данный момент не осознаются, пока ему об этом не скажут.
- 6 -
Использование метафор, которые не осмысливаются сознанием, но по-
нимаются подсознанием.
Разделение сознания и подсознания - вербально.
После подстройки - ведение.
ИНКОРПОРАЦИЯ - вербализация того, что пациент уже делает, включе-
ние действия в описании.
Генерализация - "уют","спокойствие" - у каждого свое понемание,
но - общая направленность.
В состоянии транса для дальнейшей работы можно предложить левита-
цию рук и т.п. (см. выше), но лучше давать выбор. Пусть выбирает
подсознание, даже если выбор ложный. В любом случае, если человек
подает знак, что указание неприемленно, нужно предлагать альтерна-
тиву. Знаки - обращения, движение назад признаков транса.
Угадать переживания трудно. Легче предлагать пациенту создавать
переживания ("уют","спокойствие" - расслабление + генерализация).
Сенсорные описания позволяют достигнуть синхронности, а несенсор-
ные описания - предложить пациенту процедуру общего характера, ко-
торое он может исполнить самостоятельно.
Постепенное использование переходов, соединений.
Три вида соединений:
-"Х и У" - простейшее.
-более обязательное -"когда Х,У" ("Когда вы слышите звуки моего
голоса, вам становится уютнее").
-самый обязательный - "Х вызывает У" (применение слов "влечет за
собой", "причиняет", "вызывает" - "поднятие рук вызывает у вас при-
ятные воспоминания").
Соединение - очень сильное средство.
Несловесная подстройка и ведение.
Отобрать из невербальной информации то, что неосознано пациентом.
Передать эти сигналы обратно и с помощью телесного отражения.